Насколько конкретно поднялась экономика Армении в прошлом году, официальная статистика данных в этом направлении пока не обобщила. Однако Минэкономразвития уже подводит предварительные итоги, согласно которым показатель роста экономической активности за 2018 год составил примерно 5,2-5,3%. В таком же приблизительно диапазоне зафиксировано увеличение ВВП страны по итогам прошлого года.
Драйверами роста выступили сфера услуг и торговый сектор на фоне более скромного восхождения строительного сектора, промышленности и энергокомплекса. Не говоря уже о том, что агросектор продемонстрировал спад. Впрочем, сельскохозяйственная сфера — это отдельная тема. Судя по некоторым заявлениям ответственных за агросектор чиновников, каких-то четких гарантий того, что представленные по сельскому хозяйству данные отражают действительность, попросту нет. Здесь на протяжении многих лет были задействованы механизмы как завышения данных, так и, наоборот — занижения показателей. Во втором случае стоял вопрос сокрытия доходов и невыплаты налогов, в связи с чем появилось такое понятие, как “теневые сады”, которые нигде не учтены, хотя и занимают гектары земель.
Гораздо интереснее ситуация с завышением данных в сельхозсфере. Этим занимались “предприимчивые” бизнесмены, пытаясь убедить всех, что выпускаемый ими продукт является армянским коньяком, изготовленным из винограда, а не из импортируемого коньячного спирта. В итоге, ряд компаний указывал фиктивные данные о закупке винограда, продавая на прилавках фактически поддельную продукцию. Цифры эти фиксировались в статистических отчетах, и получалось, что у нас имеется определенный объем урожая винограда, которого в реальности не существует.
Что касается прошлогоднего роста в сфере услуг, то ранее в правительстве уже анализировали текущие макроэкономические показатели, согласно которым, в середине 2018 года у нас был отмечен порядка 11-процентный рост экономической активности, обеспеченный преимущественно за счет ставок на чемпионате мира по футболу. Подобная структура роста, конечно, не может считаться приемлемой, о чем говорил и премьер-министра Никол Пашинян. Тем более, что госдоходы при таком раскладе не увеличились, поскольку, согласно налоговому законодательству, субъекты, осуществляющие деятельность в игорном бизнесе, платят фиксированную выплату. Поэтому вне зависимости от количества и объема ставок госдоходы по линии этих субъектов остаются неизменными.
Новое правительство намерено кардинально изменить текущую ситуацию и приступить, по словам премьер-министра, к осуществлению экономической революции. Международные структуры в свою очередь довольно оптимистично расценивают предстоящие шаги правительства, постепенно улучшая свои прогнозы относительно будущего нашей экономики. Так, в опубликованном на днях докладе Global Economic Prospects Всемирный банк скорректировал свои оценки по росту ВВП Армении на 2019 год с прежних 4% до 4,3%. Далее, в течение последующих двух лет, ВБ ожидает еще большего ускорения, которое достигнет уровня в 4,6%.
Пересмотрены были и итоговые показатели 2018 года. Учитывая то, что сам доклад публикуется раз в полгода, в опубликованном в июне отчете прогнозировалось, что прошедший год экономика Армении завершит с ростом 4,1%. Теперь же эксперты ВБ указали, что прошлый год наша страна завершила с экономическим ростом на уровне 5,3%.