В Стамбуле, в художественной галерее “Пера”, 12-го декабря открылась выставка, посвященная 95-летию Сергея Параджанова. Директор музея Сергея Параджанова Завен Саргсян сообщил нам, что эта выставка — самая большая и значимая за последние 30 лет.
“Для нас выставка важна и тем, что впервые в Стамбуле открылась выставка на основе экспонатов из государственного музея из Армении”, — сказал он. По его словам, выставка продлится до 17 марта сего года.
Директор музея Сергея Параджанова Завен Саргсян сообщил также, что выставка открыта по инициативе владельцев галереи — частных лиц, и называется она “Параджанов и Саргис”. Саргис — художник-концептуалист, родом из Стамбула, который живет во Франции, и он очень любит Праджанова.
К выставке был выпущен каталог на английском и турецком языках.
В 1964 году появился его первый шедевр “Тени забытых предков” (по одноименной повести Михаила Коцюбинского; премия за лучшую режиссуру и приз на кинофестивале в Мар-дель-Плато, Аргентина, 1965; Кубок I Фестиваля Фестивалей в Риме, Италия, 1965 и другие награды), принесший кинорежиссеру всемирную славу. Режиссер-армянин создал кинематографический памятник гуцульской культуре. Поразительное проникновение в западноукраинскую этнографию здесь сочетается с самобытной поэтикой Параджанова. В картине доминирует изобразительное начало, причем особое место занимает новаторская работа с цветом, однако и мелодика гуцульской речи становится сильным выразительным средством. Для большинства эпизодов характерно стремительное внутрикадровое движение. Это самый экспрессивный фильм Параджанова. История о любви, смерти и верности исполнена мощной языческой витальности. Всемирно прославившийся режиссер, тем не менее, оставался в вынужденном простое. Его работа над фильмом “Киевские фрески” была прервана.
Автор сценариев ряда фильмов: “Интермеццо”, “Киевские фрески”, “Этюды о Врубеле”, “Лебединое озеро. Зона”. В 1967 году Параджанова приглашают на Ереванскую киностудию, где он работает над фильмом “Цвет граната” (“Саят-Нова”) — картиной о великом армянском поэте, речь в которой идет скорее о жизни духа, нежели о внешних событиях биографии. Здесь киноязык Параджанова значительно обновляется. “Цвет граната”, подобно поэзии, изъясняется метафорами. Кадры обретают почти полную статику, отчего малейшее движение внутри них воспринимается как событийный взрыв. Предметы, представляющие подлинную историко-этнографическую ценность, работают наравне с актерами. Язык цвета обретает еще большее значение, хотя цветовая гамма становится более лаконичной. Каждый кадр содержит максимум смысловой информации, и считывание этого насыщенного содержания требует от зрителя немалой культуры.
С.И.Параджанов был погребен 25 июля в Пантеоне героев армянского духа парка имени Комитаса в Ереване, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном и другими деятелями искусства, литературы и науки республики.