Евразийская интеграция — абсолютно современное начинание, отвечающее реалиям и духу XXI века, считает доктор экономических наук, профессор Татул Манасерян. На днях в ходе конференции, посвященной четырехлетним итогам участия Армении в ЕАЭС, он отметил, что в еще в 2013 году наша страна была вынуждена отказаться от подписания договора с Евросоюзом, сделав свой выбор в пользу евразийского внешнеполитического вектора. Однако даже при таком раскладе, после вхождения в состав Таможенного союза, а далее и в ЕАЭС, она продолжает тесно сотрудничать с ЕС.
Сравнивая два интеграционных объединения, г-н Манасерян констатировал, что страны евразийской интеграции и Европейский Союз обладают уникальным набором взаимодополняющих преимуществ: научно-технологические достижения, природные и финансовые ресурсы, территория, образование и квалификация населения. Поэтому углубление партнерства между странами-членами Союза могло бы стать эффективным инструментом противодействия кризисным явлениям в международной экономике и мощным источником развития.
Казалось бы, довольно сложно совмещать европейский и евразийский векторы, тем более, когда отношения Евросоюза и России — страны, на которую приходится 87% ВВП и 75% населения ЕАЭС — находятся в глубоком кризисе, а их экономическое сотрудничество сворачивается при обмене санкциями. Но зачастую основы нового закладываются именно в кризисное время. Вряд ли кто-то мог подумать в 1944-45гг. о том, что буквально лет через десять Европейское сообщество начнет обретать осязаемые формы, хотя основы европейской интеграции закладывались как раз-таки в эти годы.
Что касается конкретно Евразийского экономического союза, то, по оценкам г-на Манасеряна, проект этот стартовал весьма успешно.
“Инициатива создания ЕАЭС была объективно назревшей и обуславливалась множеством факторов. Это, прежде всего, многослойные и тесные связи в экономической, культурной и др. сферах. Плюс развитие на протяжении многих лет экономик стран-членов как общего хозяйственного комплекса, что обеспечило относительную однородность технологического пространства, заложив основы производственной кооперации. И сегодня евразийский проект обладает солидным потенциалом и прекрасными перспективами роста”, — отметил экономист, добавив, что формирование ЕАЭС является именно тем путем, который позволит его участникам занять достойное место во все более усложняющемся и высококонкурентном мире.
Да, продолжил он, на Западе проект ЕАЭС был воспринят не так радужно, как хотелось бы. А вот на Востоке, в том числе в Китае, Иране, Вьетнаме, Египте, Индии и других странах стали искать в этой инициативе возможности более тесного и взаимовыгодного сотрудничества на основе торгово-экономических или преференциальных соглашений.
Вопрос “или-или” отпал
Может ли Армения совмещать два внешнеполитических вектора, двигаясь по пути евразийской и европейской интеграции, задался вопросом профессор. Скорее да, чем нет, поскольку, несмотря на то, что соглашения Армении с ЕАЭС и ЕС не похожи друг на друга, предоставляемые ими возможности можно рассматривать на одном уровне.
“Через Армению Иран может установить связь с ЕАЭС, в частности, с Россией, а с другой стороны — с Европой. У Армении, действительно, очень хорошие отношения с Ираном, где неоднократно на очень высоком уровне заявляли, что Армения может стать той дорогой, которая свяжет Персидский залив со Средиземным морем. Однако отсутствие большой инфраструктуры сегодня может стать либо препятствием, либо фактором, замедляющим процесс. У нас до сих пор нет железной дороги Север-Юг, туманна ее перспектива, не достроена также автомагистраль, без которой очень сложно все это воплотить в жизнь”, — перечислял экономист.
Меж тем, некоторые западные дипломаты считают, что вступление Армении в ЕAЭС чревато блокированием переговоров об упрощении визового режима с ЕС. К тому же, продолжает г-н Манасерян, Армении придется также забыть о кредите в размере 1,5 млрд евро, в выделении которого Евросоюз и без того отказал до лучших времен. Но процесс евразийской интеграции Армении, уверен профессор, никак не противоречит стремлениям страны к европейской интеграции. Постепенно это осознают как в Брюсселе, так и в Москве, учитывая то, что уже не ставится вопрос “или-или”. Более того, не стоит забывать, что как Россия, так и Армения, Казахстан и Киргизия являются членами ВТО. Это очень серьезная организация, которая позволяет нам участвовать в любых интеграционных процессах на постсоветском пространстве. И большую роль здесь может сыграть создание зоны свободной торговли в Мегри в декабре 2017 года, что, по словам эксперта, важно как для Армении, так и для других стран постсоветского пространства.
При этом формат членства Армении в Союзе считается наиболее благоприятным для экономического развития нашей страны. Так, ЕАЭС предполагает торговлю без таможенных тарифов. В то же время, пояснил экономист, расчеты показывают, что Армения, импортирующая большие объемы товаров из России и других стран ЕАЭС и направляющая в прошлом в доходную часть бюджета средства от их растаможивания, потеряла большие суммы в виде госдоходов. Подобный сценарий не позволит нам финансировать социальные, образовательные и медицинские расходы.
Нужна экономическая база
“С Европой проблема немного иная. Да, с ней у нас есть достаточно серьезные торгово-экономические связи. ЕС и входящие в него страны для нас — крупные партнеры, но это больше касается экспорта, чем импорта. Напомню, что несколько лет назад более половины армянского экспорта приходилось на ЕС, а конкретнее — на Бельгию (ювелирное дело, алмазообработка). Конечно, и такая зависимость для нас неприемлема, так как нужна диверсификация. Но все же это экспорт, охватывающий сейчас и продукцию горнорудной промышленности, что предусматривает нулевые таможенные пошлины. И если мы увеличим объемы экспорта (хотя здесь есть проблемы с евростандартами и это тема отдельного разговора), здесь не будут так ощутимы потери, как в случае с импортом. Разумеется, если импорт начнет преобладать над экспортом, то и тут возникнут проблемы”, — детально обрисовал ситуацию г-н Манасерян.
В случае с ЕАЭС с учетом ряда импортируемых видов товаров (начиная от природного газа, древесного материала, металлов, заканчивая оборудованием и продовольствием) у Армении также неминуемы большие потери, которые нельзя не учитывать. Возникает вопрос, чем мы должны компенсировать этот ущерб. Политический союз — это понятно, но без экономической базы, полагает он, долгой жизни у ЕАЭС не будет.
В этом плане было бы целесообразно вновь затронуть вопрос открытия железнодорожного сообщения через Абхазию и воссоздания индустриальных гигантов, которые смогут оживить экономику Армении и компенсировать бюджетные убытки. Для Евросоюза Армения также имеет определенные преимущества, особенно с точки зрения производства сельхозпродукции, поскольку в Европе осталось очень мало территорий, где возможно выращивать экологически чистую сельхозпродукцию.
“Но Европейский союз выдвигает серьезные требования по части безопасности продуктов питания. Конечно, в Армении есть предприятия-экспортеры с богатым опытом деятельности, но речь идет в целом о всей республике, а также о том, насколько готовы наши хозсубъекты выйти на европейские рынки”, — резюмировал г-н Манасерян.
Статья опубликована 26 декабря, 2018 11:48
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…