ВведениеТаможенного кодекса ЕАЭС с 1 января 2018 года стало одним из значимых событийуходящего года, позволившим не только сократить время, которое предпринимателивынуждены тратить на прохождение таможенных процедур, но и внедрять передовыецифровые технологии. Подобную оценку дал на днях председатель КоллегииЕвразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян, подводя итоги этогогода в ходе очередного, третьего по счету заседания Консультативного совета повзаимодействию ЕЭК и Деловогосовета ЕАЭС.
Для дальнейшего углубления интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, продолжил председатель Коллегии ЕЭК, многое еще предстоит сделать. Особенно в плане устранения барьеров и изъятий во взаимной торговле, уменьшив при этом количество требующихся сегодня различных документов в союзном обороте. Сами предприниматели считают, что нескоординированность политик в странах Союза -“питательная среда для возникновения новых барьеров”. Это как раз и приводит к тому, что нивелируются выгоды для бизнеса, увеличиваются издержки и снижается конкурентоспособность.
Председатель Коллегии ЕЭК тоже согласен с тем, что для достижения большей эффективности странам Союза необходимо стремиться к проведению согласованных политик во всех возможных сферах экономики. Именно таким путем, уточнил г-н Саркисян, и можно будет в дальнейшем устранить старые и исключить появление новых барьеров. “Однако Деловой совет ЕАЭС не должен оставаться в стороне. Поэтому я призываю вас принять самое активное участие в повестке работы Комиссии в следующем году по всем направлениям”, — обратился к бизнес-сообществу руководитель ЕЭК.
Такую же тесную работу ожидает он от предпринимателей и в плане продвижения на международной арене. Речь, в частности, о рынках третьих стран — Китая, Вьетнама, Ирана, с которыми уже заключены торгово-экономические или преференциальные соглашения. Плюс Сингапура, Израиля, Индии, Египта, Сербии, с которыми по мандату глав государств Союз ЕЭК ведет переговоры о создании зон свободной торговли. “Необходимо активнее доносить свою позицию до Комиссии”, — призвал членов Делового совета ЕАЭС г-н Саркисян.
Если апеллировать цифрами, то внешнеторговый оборот государств-членов ЕАЭС с третьими странами за 2017 год составил 633,8 млрд долларов, или 124,4% к уровню 2016 года. При этом объем экспорта из ЕАЭС в третьи страны увеличился на 25,4%, по сравнению с 2016 годом, составив в 2017 году 386,6 млрд долларов. Объем импорта в ЕАЭС из третьих стран также вырос в 2017 году на 22,9%, по сравнению с 2016 годом, достигнув отметки в 247,2 млрд долларов. Ключевыми торговыми партнерами для ЕАЭС на сегодня являются такие страны, как Китай, Германия, Италия, Франция, Польша, Турция, США, Нидерланды, Республика Корея и Япония.
Преимущество, а не дополнительная нагрузка
Еще одним важным направлением деятельности ЕЭК в текущем году стала цифровая повестка ЕАЭС. Новая цифровая страница в евразийской интеграции была открыта в октябре прошлого года, когда президентами стран Союза были утверждены основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года.
Если вкратце, то цифровая повестка Союза — это программа цифровой трансформации. Речь, по сути, о новой кооперации, только в цифровом измерении. Планируется, что цифровая повестка ЕАЭС охватит все сферы экономики стран Союза. По примерным подсчетам, к 2025 году от 40 до 50% ВВП в наиболее развитых странах будут создаваться в рамках цифровой экономики. Это значит, что большинство бизнес-процессов будет реализовано с помощью цифровых платформ. Реализация же совместной цифровой повестки ЕАЭС, по оценкам экспертов, принесет Союзу дополнительный прирост ВВП до 1% в год, а также почти 8 млн новых рабочих мест в течение ближайших 7-8 лет. Кроме того, как отмечают специалисты, консолидация усилий позволит странам ЕАЭС стать полноправными участниками глобального цифрового рынка.
Так вот, в рамках реализации цифровой повестки в проектный офис ЕЭК поступило 40 инициатив, три из которых уже запущены. ЕЭК планирует разрабатывать концепцию “регулятивных песочниц”, масштабировать пилотный проект по маркировке и прослеживаемости табака, который из стран Союза пока осуществляется в России и Казахстане. Эта инициатива станет частью единой системы цифровой прослеживаемости товаров в ЕАЭС, которая в конечном итоге позволит проследить историю товаров от производителя до конечного потребителя. Причем в основе ее концепции — мониторинг и анализ всего жизненного цикла товара, а не только маркировка как способ защиты от контрафакта. “Для нас очень важно, чтобы не было дополнительной нагрузки на бизнес, а деловое сообщество могло почувствовать преимущества использования цифровых технологий”, — подчеркнул г-н Саркисян. И вновь он призвал деловое сообщество государств-членов Союза быть активными и предоставить свои предложения по возможному наполнению цифровой повестки ЕАЭС на 2019 год.