Если в прошлом году Международная конференция по вопросам евразийской интеграции была в основном нацелена на поиск новых драйверов евразийской интеграции, то в нынешнем, 13 по счету форуме, больше обсуждались вопросы продвижения интеграции в сфере финансов и инвестиций.
Как усилить роль национальных валют в платежах за экспорт и импорт в рамках ЕАЭС и создать единый рынок капитала, какова роль институтов развития в интеграционных процессах, целесообразно ли вообще создание Евразийского рейтингового агентства и каковы перспективы расширения географии евразийской интеграции, — таков краткий перечень насыщенной повестки форума, организованного Евразийским банком развития (ЕАБР) в Москве.
Десятки стран хотят прямых контактов
С раннего утра 22 ноября в московском Центре международной торговли (где, собственно, и проходила конференция ЕАБР) собрались представители органов власти и ведущие специалисты из России, Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана, Таджикистана, представляющие промышленный, финансовый, энергетический, транспортный и др. секторы экономик стран ЕАЭС. Нынче на пленарном заседании и на четырех специализированных секциях в формате дискуссии поднимались преимущественно вопросы, касающиеся роли экспортных агентств в поддержке процессов интеграции, евразийских инфраструктурных проектов, поиска оптимального баланса между традиционной и возобновляемой энергетикой, а также формирования единого расчетного пространства ЕАЭС в нацвалютах.
При этом достаточно объективно анализировались результаты почти пятилетней евразийской интеграции, которые важны были и нынешним странам — участницам ЕАЭС и тем государствам, которые проявляют интерес к налаживанию прямых контактов. А их количество, по оценкам председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна, уже исчисляется десятками.
“Увеличивается количество стран, которые хотят сотрудничать с нами в качестве регионального объединения. Несколько десятков стран обратились к нам с просьбой об установлении прямых контактов и начале переговоров по формированию зон свободной торговли”, — рассказал глава коллегии ЕЭК на открытии международной конференции “Евразийская экономическая интеграция”.
В качестве примера он отметил, что недавно был подписан меморандум о сотрудничестве с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, также было подписано торгово-экономическое соглашение с Китаем и временное соглашение о зоне свободной торговли с Ираном. Среди приоритетных стран, с которыми ведется сегодня активный переговорный процесс, также Индия, Египет, Сингапур и Израиль, создание прямых экономических связей с которыми позволит, по мнению г-на Саркисяна, заметно нарастить объемы экспорта на рынки этих стран и одновременно создать возможность для дополнительного привлечения инвестиций. Что касается эффекта от интеграции внутри ЕАЭС, то и здесь достигнуты довольно серьезные результаты.
“В следующем году страны ЕАЭС будут отмечать пятилетие подписания Договора о Союзе. Несмотря на свою молодость Евразийский экономический союз за годы существования доказал свою состоятельность и эффективность. Одним из главных успехов можно считать формирование общего экономического пространства. Сегодня мы реализуем свободу перемещения на общем пространстве товаров, услуг, рабочей силы и работаем над формированием концепции по общему финансовому рынку”, — констатировал председатель коллегии ЕЭК.
О том, что ЕАЭС уже состоялся как интеграционное объединение, свидетельствуют и макроэкономические показатели. Так, фиксируется рост взаимной торговли между странами Союза, причем растет с каждым годом и доля конечной продукции в общем товарообороте. Плюс постепенно формируется тенденция увеличения кооперационных связей между странами, а это, по мнению г-на Саркисяна, говорит о том, что снятие барьеров и свободное перемещение товаров и услуг дает свой эффект. Потенциал этого эффекта ЕЭК оценивает примерно в 1% роста валового национального продукта в год.
Проблемы “недоинтеграции”
Однако уверенно говорить исключительно об успехах пока что не приходится. Проблемы на пути евразийской интеграции все еще есть и связаны они, по мнению председателя коллегии ЕЭК, с “недоинтеграцией” на пространстве Союза, поскольку до сих пор имеется множество барьеров и ограничений, препятствующих реализации принципа четырех “свобод”. Их, по недавним подсчетам ЕЭК, порядка 66, устранение которых зафиксировано в ходе реализации совместной “дорожной карты” стран ЕАЭС.
“Мы констатируем, что эти барьеры являются результатом несогласованных действий. В этом смысле странам Союза следует научиться проводить более согласованную политику, выработать новые механизмы и повышать полномочия наднационального органа, с тем, чтобы были реальные рычаги и полномочия для координации национальных политик”, — высказал свою точку зрения г-н Саркисян.
Он также добавил, что такие тренды в мировой экономике, как протекционизм, защита своих производителей, торговые войны, — неприемлемы в ЕАЭС. Наоборот, в основе согласованных политик лежит гармонизация национальных законодательств, в том числе и в финансовой сфере. Кстати, последнее, напомнил председатель коллегии ЕЭК, прописано и Союзном договоре. Но на сегодня складывается довольно странная ситуация, когда Центробанки больше предпочитают сотрудничать с международными организациями, приводя в соответствие свои стандарты с ними, нежели работать внутри Союза по гармонизации национальных законодательств. Хотя именно этот фактор, уверен г-н Саркисян, является основополагающим для дальнейшего движения вперед союзной интеграции. Поэтому по поручению президентов стран ЕАЭС национальные и центральные банки разрабатывают сейчас концепцию общего финансового рынка Евразийского союза.
Снятие барьеров, формирование общих стандартов и новых моделей регулирования, в том числе на финансовом рынке, расценивает как элемент дальнейшей интеграции и председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. Поскольку евразийская интеграция сильно зависит от самой большой экономики — российской, то именно ей, как стране, создающей рынок для всех, необходимо наращивать темпы экономического роста, снимать барьеры и допускать участников из стран Союза к госзакупкам. “Здесь Россия иногда должна даже поступиться, тогда это даст толчок развитию Союза”, — считает г-н Кудрин.
Присутствие надо наращивать
Эффективно продвигать интеграцию позволит также и формирование евразийских брэндов, подобных проекту “Аэробус” в Европейском союзе. Идея в том, что запуск таких масштабных кооперационных проектов с участием всех партнеров по Союзу позволит позиционировать ЕАЭС по отношению к третьим странам как единое целое. Ключевую же роль в финансировании таких глобальных интеграционных проектов может сыграть Евразийский банк развития.
По каким конкретно направлениям финансирует сегодня ЕАБР и какова структура его кредитного портфеля, рассказал на пленарном заседании форума председатель правления Евразийского банка развития Андрей Бельянинов. По его словам, приоритетными отраслями для финансирования остаются инфраструктура, электротехника, машиностроение, химия и нефтехимия, металлургия и горнодобывающая промышленность, финансовый сектор и сельское хозяйство. Приоритетными на сегодня для ЕАБР являются также “зеленые” проекты. При этом накопленный инвестиционный портфель с момента создания Банка составляет порядка 7,2 млрд долларов.
“С одной стороны, в принципе, это неплохие результаты. Но, на мой взгляд, экономики стран-учредителей ЕАБР — пять стран ЕАЭС и Таджикистан — заслуживают, наверное, большего объема вложений в свои экономики. Ведь, с точки зрения странового рапредления кредитного портфеля, почти 42% приходится на Россию и около 40% — на Казахстан. Надо наращивать наше присутствие и в других странах-учредителях, тем более, что проекты реально существуют”, — сказал он, призвав страны-учредители докапитализировать средства Банка, в том числе и в нацвалютах, учитывая то, что собственный капитал на сегодня достигает около 1,7 млрд долларов, из которых на долю акционерного капитала приходится полтора миллиарда.
Что касается Армении, то ЕАБР планирует инвестировать порядка 230-240 млн долларов. Портфель готовящихся проектов диверсифицирован по приоритетным для нашей страны отраслям: сельское хозяйство, электроэнергетика, телекоммуникационные технологии, малый и средний бизнес (через местные финансовые институты-посредники). Первый из проектов с суммой финансирования в размере 67 млн долларов касается строительства тепличного комплекса ООО “Армсанпродакт” совместно с компанией “Спайка”.
Второй проект охватывает финансирование инвестиционной программы и оптимизацию кредитного портфеля ЗАО “Электрические сети Армении”, где ожидается кредит от ЕАБР на сумму до 60 млн долларов. И, наконец, третий крупный проект связан с финансированием инвестиционной программы оператора мобильной связи Ucom, в котором кредитный лимит ЕАБР составляет 100 млн долларов.
Комментируя отношение новых властей страны к кредитуемым банком компаниям, тесно связанным с прежними властями, глава ЕАБР отметил, что уже встречался с и.о. премьер-министра Николом Пашиняном, кто обещал, что армянские компании, которые будут добросовестно платить налоги, не столкнутся с проблемами.
“Это тот случай, когда экономика вне политики. Политики приходят и уходят. Народы, экономики остаются. Экономика Армении не столь велика, чтобы “выключать” ключевые компании из хозяйственного оборота, тем более, что все три компании занимают лидирующие позиции в своих отраслях”, — заключил г-н Бельянинов.