На чемпионате мира в Ашхабаде они завоевали 2 золотые и 5 серебряных медалей, обрамленных мировым рекордом Симона Мартиросяна. Однако даже такой результат лишь частично удовлетворяет наставника мужской национальной сборной страны, генерального секретаря республиканской федерации Пашика Алавердяна, который с присущим ему тавушским колоритом и эмоциональностью разоткровенничался в беседе с нашим корреспондентом.
— Чисто визуально Мартиросян довольно непринужденно “укрощал” снаряд. Он действительно не прилагал больших усилий и какую, по вашим наблюдениям, часть своего потенциала реализовал?
— Если штангист без использования последней попытки опережает ближайшего преследователя на 16 кг — значит, он использовал 60-70 процентов своих возможностей. Я уверен, что этот успех всего лишь прелюдия его больших побед. Конечно, непобедимых людей нет, но в своей весовой категории Мартиросян сегодня реально вне конкуренции. Точно так же, как грузин Лаша Талахадзе среди супертяжеловесов. Думаю, до олимпийских игр у них вряд ли появятся достойные конкуренты.
— А может ли Симону бросить вызов китаец Же Янг, опередивший его в “рывке” на 1 кг?
— Это случилось только потому, что наш штангист допустил техническую ошибку при выполнении упражнения и судьи не засчитали его последний подход к штанге весом 197 кг. В противном случае китаец не вырвался бы вперед. Но такие ситуации случаются, и особых поводов для беспокойства нет.
— А как вы оцениваете второе место супертяжеловеса Гора Минасяна, которому даже личный рекорд в “толчке” не позволил обойти Талахадзе?
— На самом деле, Гор отлично поработал. Я всегда говорил, что он единственный спортсмен, отправляя которого на помост, бываю уверен — он добросовестно выполнит свою работу. На этом чемпионате он поднял столько, сколько требовалось. Мог ли выступить получше? Возможно, но не на этот раз. Дело в том, что в конце лета у Гора возникли небольшие проблемы со здоровьем — выпали камни желчного пузыря, и он некоторое время не мог тренироваться. Словом, Минасян оправдал ожидания. Неоспоримо и то, что на сегодня Талахадзе откровенно силен.
— Почему не сложилось выступление Андраника Карапетяна, на которого тоже вы всерьез рассчитывали?
— Ему просто не удалось настроиться и справиться с волнением. Еще на разминке у него было кровотечение из носа, которое, думаю, было обусловлено высоким давлением. Нам не удалось до старта справиться с этим и подготовить парня к выходу на помост. Это внештатная ситуация, в которой трудно найти единственно правильное решение — невозможно заставить спортсмена отказаться от участия, а заказанный вес уже невозможно, да и бессмысленно, менять. В лучшем случае, можно снизить на 1-2 кг, что особой роли не играет. Он попробует наверстать упущенное на предстоящем розыгрыше Кубка мира, на котором будут присуждаться рейтинговые очки. Я лично буду сопровождать его на этот турнир, который состоится 19-21 декабря в Катаре.
— Может, Карапетян не справился с эмоциональной и физической нагрузкой, учитывая, что в преддверии чемпионата мира выступил в континентальном первенстве среди спортсменов до 23 лет?
— Да, не могло это быть мешающим фактором, поскольку в том первенстве участвовали и остальные члены нашей национальной сборной. Кроме того, при подходе к соревнованиям — за 10-15 дней до старта — штангисты выполняют пробные подходы к тому максимальному весу, который готовятся поднять в намеченном турнире. Не все ли равно, где они сделают это — в Армении или в Польше? Так что, молодежный чемпионат Европы стал для всех наших штангистов своеобразным тестом на прочность. Тем более, что до этого они больше года не выходили на международный помост. На самочувствие Карапетяна не могло повлиять и урегулирование собственного веса, поскольку он сбрасывает всего 2,5 кг. Например, тот же Мартиросян избавляется от более чем 6 кг лишнего веса. С чьей-то легкой руки был пущен слух, что у Андраника случился рецидив травмы руки, но это абсолютно не соответствует действительности. До чемпионата мира — на европейском первенстве он установил континентальный молодежный рекорд в “рывке”, без проблем подняв на 5-6 кг больше нынешнего результата, а также полноценно проявил себя в “толчке”. Впрочем, все это уже неважно. Главное, что парень здоров и готовится к очередному соревнованию.
— Поговорим об Акопе Мкртчяне. Почему он ограничился серебряной медалью в “толчке” и не смог поднять 213 кг, которые обеспечили бы ему титул чемпиона?
— Для него мы разработали такую тактику, с которой он должен был стать чемпионом мира. Но в определенный момент что-то пошло не так. Понимаете, спортсмен должен не только физически, но и психологически подготовиться к чемпионату мира. В первую очередь, он должен поверить в себя и настроиться на чемпионство. Между тем, Мкртчян, казалось, удивлялся собственным возможностям, не верил, что поднимает такие килограммы. Именно это и привело к неудаче. Он имел в распоряжении два подхода и при результативном выполнении только одного из них победил бы с преимуществом в 4-6 кг. Однако в решающий момент дрогнул и финишировал на 7 месте, отстав от чемпиона на 7 кг. При том, что на тренировках он 3-4 раза поднимал 215 и даже 220 кг. Если помните, столь же неряшливо он выступил и на недавнем молодежном чемпионате Европы. Поэтому с ним необходима скурпулезная работа.
— Как вы оцениваете выступления наших штангисток, лучшим результатом которых стало 9 место Изабеллы Яйлян, а Татев Акопян и вовсе получила ноль?
— Мы реально оценивали их возможности и знали, что они не могут проявить призовые притязания. Именно поэтому на чемпионат мира взяли четырех наиболее подготовленных девушек, которые по нашим расчетам могли заработать рейтинговые очки в зачет олимпийских игр 2020 года. Конечно, не все оправдали ожидания, но им еще предоставится возможность для исправления ситуации. Итоги рейтинговой гонки будут подведены только 31 мая 2020 года. Мы поневоле, раньше запланированного, начали процесс омоложения сборной, а для стабилизации результатов требуется время.