Обо всем этом он рассказал в ходе своей недавней пресс-конференции, обозначив также основные задачи, которые намерен решить на своем посту. То, что краеугольным камнем многих проблем в городе является незаконное строительство и освоение земель, ни для кого не было секретом. Это явление приобрело настолько широкие масштабы, что, казалось, еще чуть-чуть — и архитектурный облик нашего города будет потерян навсегда.
Люди начинали незаконное строительство, поскольку были уверены, что спустя некоторое время смогут легализовать постройку. Однако впредь такого не будет, обещает г-н Месчян, а все застройщики незаконных объектов столкнутся с серьезными проблемами.
“Хочу обратиться к нашим гражданам. Незаконному строительству и присвоению земель пришел конец. Легализации не будет. Не создавайте для себя лишних проблем. Взамен обещаю, если вы решите осуществить строительство законным путем, то никаких проблем у вас не возникнет, и мы всячески попытаемся облегчить вашу жизнь”, — заверил главный архитектор города.
Сразу не получится
Кстати, о слове “главный”. Что это значит, вопрошает он, каковы функции, полномочия и ответственность человека, занимающего этот пост? Сложилась очень странная ситуация, когда каждый градоначальник “кроил” эту должность по своему усмотрению, в результате чего главные архитекторы действовали, исходя из капризов и требований мэра столицы. До сих пор, к сожалению, тот инструментарий, который необходим главному архитектору для осуществления функций по формированию архитектуры города, полностью отсутствовал. Да, действовали разные управления по предотвращению незаконного строительства — начиная от градостроительства до контроля, но все они были разрозненны. Теперь же пришло время объединить их, создав целостную систему, которая позволила бы работать эффективно.
“Я буду считать, что достиг успеха, если смогу добиться состоявшегося института главного архитектора. Эта должность никак не должна быть связана с личностью того или иного архитектора, чтобы завтра, если вместо меня будет другой человек, он также полноценно смог бы выполнять свою работу”, — изложил свой подход г-н Месчян.
По его словам, сердце болит за каждое уничтоженное ереванское здание. И если с десятилетиями боль не притупилась, значит, то, что осталось от столицы, еще можно спасти. Может, не сразу, но постепенно — охватывая по очереди каждую улицу и каждый район города. Это касается и незаконно построенных мансард, уродующих столичный жилой фонд, застроенных гаражами и разными постройками дворов. А главное — газовых труб, раскинувшихся широкой паутиной по всему городу. Подобное, уверяет специалист, делается только в третьих странах.
Что касается центра столицы, то ему нужно присвоить особый статус, полагает архитектор, поясняя, что тем самым появятся рычаги, позволяющие решить вопросы, связанные с теми постройками, которые незаконно строились до этого.
“Теперь все будет иначе. Отныне любой застройщик при строительстве какого-либо объекта должен будет что-то дать взамен жителям, а не просто делать бизнес. Прошли эти времена. На днях я встречался со своим коллегой Нареком Саркисяном, кто реализует большой проект по строительству гостиничного комплекса рядом с театром им. Станиславского. Фасад этого театра полностью обветшал и нуждается в ремонте. Так вот, спрашиваю его: почему нельзя охватить в проекте ремонт этого фасада. Не как благотворительность, а именно как часть бизнес-проекта. Ведь это же буквально рядом, и внешний вид театра также важен для строящегося объекта. Подобный подход отныне должен стать основным для застройщиков. И я попробую это сделать”, — вновь пообещал г-н Месчян.
Еще он обещал не реализовывать ни одного своего проекта, пока занимает пост главного архитектора Еревана. По его убеждению, это будет как злоупотреблением служебным положением, так и просто нечестным шагом в отношении других архитекторов.
“Дом Африкянов” восстановят, а для Конда найдут инвестора “со вкусом”
При этом главный архитектор города полон решимости сохранить оставшиеся архитектурные жемчужины армянской столицы. Получится ли? Уверен, что да, потому что изначально согласился занять этот пост, выдвинув определенные условия, среди которых — соблюдение его принципов и полная свобода действий.
Сейчас он просит два с половиной года на завершение основной части проекта “Старый Ереван”, а на весь проект — года четыре-четыре с половиной. А ведь проект этот должен был быть закончен еще семь лет назад, в 2011 году. В результате чего на определенной территории в центре столицы (от ул. Абовяна до Кохбаци, с ул. Арами до Бюзанда) были бы воссозданы свыше двух десятков зданий и архитектурных строений, воздвигнутых в конце XIX-начале XX веков и представляющих историческую и культурную ценность.
Однако строительные работы стартовали только в 2017 году. На сегодня осуществляется строительство трех зданий: со стороны улицы Бюзанд — дом братьев Мирзоян, который ранее находился на улице Амиряна, доходный дом, спроектированный архитектором Мирзояном, а со стороны улицы Арами — доходный дом Ахназаряна.
Проблема в том, как отметил главный архитектор, что использовать можно лишь 30% камней, сохраненных после “варварского”, по его выражению, разрушения старых зданий. В некотором смысле повезло историческому особняку “Дом Африкянов” на улице Терьяна, демонтаж которого был осуществлен профессиональными специалистами крайне бережно. Поэтому здание это можно будет восстановить почти на все сто процентов.
Далее он рассказал, что во время его встречи с архитектором проекта “Старый Ереван” Левоном Варданяном были пересмотрены некоторые проектные решения, позволяющие сохранить памятники. Вопросы, в частности, касались изменения расположения подземной парковки, строящейся в рамках проекта, чтобы в дальнейшем избежать ослабления фундамента находящихся на этой территории зданий-памятников архитектуры.
“Ни одно старое здание и ни один памятник не будет разрушен. Все здания будут реконструированы и будут сохраняться в лучших условиях. Архитекторам, которые представят проекты, территориально граничащие с историческими памятниками, будет выдвинуто главное условие — их сохранение. Более того, те собственники, которые приобретут земли, где расположены подобные исторические достопримечательности, будут обязаны финансировать работы по реконструкции этих памятников. Это то, чего не было, но впредь будет обязательно”, — обозначил г-н Месчян, добавив, что если взял на себя ответственность, то будет отвечать за город.
В качестве примера он привел здание “Маленьких певцов” (историческое здание — памятник на улице Арами), которое будет отреставрировано за счет застройщика многоэтажного здания, расположившегося по соседству. Обрадовал еще и тем, что включил столичный район Конд в планы по сохранению архитектурного наследия и благоустройству. Уже хотя бы потому, что он имеет огромный потенциал в плане туризма, и это должно привлечь инвесторов — если с ними работать, конечно.
“Для благоустройства Конда было разработано больше проектов, чем для Парижа. Но пока нет ни одного утвержденного. На самом деле район очень похож на испанскую Малагу или Севилью, поэтому необходимо использовать этот потенциал”, — изложил свою точку зрения главный архитектор, пояснив, что важно найти инвестора “со вкусом”, который поймет всю ценность этого района.
Статья опубликована 9 ноября, 2018 11:42
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…