Международным событием номер один на этой неделе стало введение США “самых жестких” за всю историю санкций против Ирана. Затронуты нефтяной, банковский и транспортный секторы. Вашингтон намерен довести экспорт иранской нефти до нуля и призвал ее покупателей отказаться от таких закупок. По словам госсекретаря США Майка Помпео, в санкционный список внесены более 700 физических и юридических лиц. Те, кто продолжит вести с ними бизнес, рискует попасть под вторичные санкции США. При этом Вашингтон пока не намерен полностью запрещать экспорт нефти из Ирана. По мнению экспертов, — из нежелания толкать нефтяные котировки вверх.
Хотя не исключено, что причина лежит в отсутствии у США возможности сразу и надолго заменить объемы иранской нефти на мировом рынке. Возможно, в этом кроется и причина предоставления Вашингтоном временных поблажек восьми странам — Китаю, Тайваню, Индии, Италии, Греции, Японии, Южной Корее и Турции. Им разрешено будет импортировать ограниченное количество иранской нефти в течение полугода. В совместном заявлении Помпео и министра финансов США Стивена Мнунича говорится, что санкции против Ирана останутся до тех пор, пока страна не прекратит поддерживать терроризм, принимать военное участие в Сирии и “развивать” ядерные и баллистические ракеты.
В Тегеране заявили, что политика Вашингтона не сможет “обнулить” нефтяной экспорт. “С единством и совместными усилиями мы… обойдем санкции, мы заставим США пожалеть, мы будем привлекать иностранные инвестиции в страну… Мы возобновим путь экономического процветания”, — заявил президент ИРИ Хасан Роухани. “Цель американских санкций — калечить и сдерживать экономику Ирана, но в реальности результатом стало стремление страны к самодостаточности”, — заявил верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи. Он напомнил, что противостояние Тегерана и Вашингтона продолжается с 1979 года, когда был свергнут лояльный Вашингтону режим персидского шаха, подчеркнув, что именно Иран одержал верх в этом 40-летнем противостоянии. Кстати, возобновление пакета санкций США против Ирана совпало с годовщиной захвата американского посольства в Тегеране в 1979 году во время Исламской революции. В этой связи в Иране прошли многотысячные, а по сообщениям СМИ ИРИ, — многомиллионные митинги. Их участники скандировали “Смерть Америке”, “Смерть Израилю” и сжигали изображения “дяди Сэма” и портреты президента Дональда Трампа.
Между тем, эксперты полагают, что в течение месяца после введения санкций экспорт нефти из ИРИ снизится на треть, а это приведет к дальнейшему падению национальной валюты, росту цен и безработицы. США считают, что санкции уже оказали “огромное влияние” на экономику Ирана, поскольку европейские партнеры заранее начали вывод своего бизнеса из страны. Действительно, целый ряд крупных европейских компаний, несмотря на заявления европейских чиновников о намерениях защитить бизнес-интересы государств Европы в Иране, начали сворачивать деятельность в ИРИ еще до вступления санкций в силу. Европа, однако, пытается сопротивляться. ЕС, Франция, ФРГ и Великобритания в совместном заявлении подтвердили, что продолжат работу с Россией, Китаем и другими странами над сохранением и поддержанием эффективных финансовых каналов с Ираном, несмотря на санкции США. Они отметили, что “в последние недели эти усилия активизировались, особенно те, которые лежат в основе европейской инициативы по созданию специального целевого механизма, над созданием которого мы продолжаем работу”.
США, между тем, планируют ввести дополнительные санкции против Ирана. По словам советника президента США по нацбезопасности Джона Болтона, “у нас будут санкции, которые даже жестче этих“. Вместе с тем Вашингтон, в мае вышедший из соглашения с ИРИ по ядерной программе, не теряет надежды на заключение новой сделки с Ираном по атому. Госсекретарь США Майк Помпео отметил, что, пока Иран не выполнит все 12 требований, изложенных в мае, США продолжат оказывать давление на страну.
У Тегерана свои условия. Иран готов к дипломатическим переговорам с США при условии, если администрация президента США изменит свой подход к обсуждению Совместного всеобъемлющего плана (СВДП), и будут установлены “основы для продуктивного диалога по СВДП”, заявил глава МИД ИРИ Мохаммад Джавад Зариф. “Я считаю и считал, что мы сможем создать другой пример, оставив прошлое позади. К сожалению, эта администрация доказала, что это невозможно”, — заявил глава МИД ИРИ, отметив при этом, что администрация Трампа “может изменить свой подход”. “Мы подождем завершения нынешнего подхода, хотя администрация Трампа может применить другой подход. Мы не вмешиваемся во внутренние дела США, американцы должны сами выбирать президента страны, но мы хотим увидеть новый подход”, — добавил Зариф.
В каком направлении будут развиваться отношения Вашингтона и Тегерана, предугадать сложно. Очевидно, однако, что этот процесс будет иметь серьезное влияние на ситуацию на мировой арене. В том числе в нашем регионе.