Сама компания была основана еще в 2013 году и с того момента вложила миллионы долларов в строительство на территории площадью в 28 тыс. кв. м сразу нескольких заводов, которые обеспечат всю цепочку производства моторных, компрессорных масел, тормозных жидкостей, битума и т.д. На втором этапе своей инвестпрограммы компания намеревалась построить другой завод по производству тех же масел, но с использованием в качестве сырья уже отработанного масла.
“В Армении сейчас в больших объемах складируются отработанные масла, что очень опасно. Это одна из самых болезненных тем, что подтвердят вам и в Минохраны природы. С этой точки зрения мы собирались сделать большое дело для страны. Во всем мире этот вопрос крайне актуален, поэтому государство выдает субсидии или иные льготы тем бизнесменам, которые намереваются заняться промпереработкой отработанных масел. Иным способом утилизировать их невозможно, а объемы постоянно растут. В отличие от завода в Егварде, здесь, конечно, должны действовать иные нормы, в том числе отдаленность производства от населенных пунктов и т.п. Но пока о реализации этого масштабного проекта говорить рано, учитывая то, какие препятствия возникают при задействовании строящегося в Котайке завода”, — рассказывает наш собеседник.
Переработка нефти — одно, нефтепродуктов – другое
Больше полугода руководство “Армойл” пытается убедить местное население и ответственных госчиновников в том, что на заводе не будет осуществляться процесс сжигания. А значит, не будет и выбросов, поскольку предусмотрено организовать только производство автомасел и битума. Пока эти попытки безуспешны. Хотя подобной ситуации могло бы вообще не быть, если бы соответствующие госорганы, выдавая разрешение на ту или иную деятельность, использовали четкий формат.
“Если правительство дает разрешение на производственную деятельность на какой-то территории, где уже действуют аналогичные предприятия, то как можно вблизи этих же заводов выдавать разрешение, скажем, на создании садов и цеха по изготовлению сухофруктов. Говорю не только в плане деятельности нашего завода, но и сложившейся ситуации в целом. Получается, что кто-то завтра решит аккурат посередине двух промпредприятий посадить фруктовые деревья, а потом скажет, мол, заводы наносят вред садам. Так не должно быть. Мы либо строим промпредприятия в специально отведенной зоне, либо используем территорию для сельскохозяйственных целей. Должен же быть единый стандарт, как то принято во всем мире”, — логично рассуждает глава “Армойл”.
Он по-прежнему убеждает всех, что необходимые разрешения получены, экспертизы пройдены, одним словом, ничего незаконного инвесторы в лице иранского бизнесмена армянского происхождения Генрика Тер-Гукасяна и армянского предпринимателя и политического деятеля Гагика Царукяна не делают. По его словам, переработка нефтепродуктов, в отличие от переработки нефти, не имеет отходов и вредных выбросов. К примеру, для производства моторных масел компания намерена привозить в Армению необходимое сырье, далее добавлять туда необходимые компоненты и смешивать с помощью больших миксеров. Говорить о том, что в ходе такого процесса будет исходить черный дым с предприятия и деревья высохнут, по мнению нашего собеседника, как минимум, некомпетентно.
Что касается отходов, которые могут быть во время производства битума, то, продолжил г-н Абеди, все зависит от применяемых во время переработки технологий.
— Самый неправильный вариант производства — получать битум из мазута. То, что вы видите на дорогах Армении, как раз и является битумом, полученным из мазута, который не имеет растяжимости, из-за чего во время дождей асфальт разрушается. Мы же намерены получать битум по технологии Vacuum Bottom, производство которого будет осуществляться под высоким давлением компрессоров. Это значит, что когда мы завозим 10 тыс. тонн сырья, то получим столько же готовой продукции, а значит, отходов быть не может, — разъясняет тонкости производственного процесса директор “Армойл”.
Нечеткие формулировки закона
Еще в марте этого года г-н Абеди уверял, что буквально в течение 2-3 месяцев завод откроется, будут созданы более 250 новых рабочих мест, а средняя зарплата на предприятии составит около 220 тыс. драмов ежемесячно. Однако в середине июля бывший на тот момент министр энергетических инфраструктур и природных ресурсов Артур Григорян принял решение о прекращении строительства завода. Предполагалось, что работы будут приостановлены до тех пор, пока в соответствии с законом не будет получена оценка воздействия на окружающая среду и положительная экспертиза.
Спустя чуть больше недели Инспекционный орган по охране природы и недрам возбудил в отношении компании административное производство в связи с продолжающимися на территории завода стройработами. Подобную ситуацию гендиректор “Армойл” объяснил в то время тем, что строительство на заводе завершено и ведутся всего лишь отделочные работы. Решение же инспекционного органа г-н Абеди расценил как неправомерное, заявив, что строящийся завод не подлежит экспертизе, так как закон РА “Об оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе” не касается производства смазочных материалов и битума.
Тема нестыковок в формулировке закона далее появилась уже на заседании правительства, когда в конце августа на утверждение Кабмина была вынесена инвестпрограмма “Армойл” для продления сроков действия налоговых льгот при импорте компанией оборудования. Этот вопрос обсуждался также на заседании правительства 9 августа. Но по поручению премьер-министра Никола Пашиняна было решено не ставить проект на голосование с учетом возбуждения административного производства в отношении ЗАО “Армойл”, которым было прекращено строительство завода. Однако 23 августа инспекционный орган отменил принятый им же ранее административный акт.
Выяснилось, что в связи с отменой решения компания уже может свободно осуществлять деятельность, поэтому необходимо разрешить “Армойл” импортировать оборудование. Более того, закон РА “Об оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе” не устанавливает проведение экспертизы по термину “переработка нефтепродуктов”. Поэтому строящийся в Егварде завод не подлежит экспертизе. Признав, что в действующем законе нет четких формулировок понятий “производство” и “переработка”, и.о. министра охраны природы Эрик Григорян тем не менее заявил, что решать — подлежит завод экспертизе или нет — должна экспертная комиссия.
Глава правительства поручил тогда ответственным госорганам устранить имеющиеся в формулировках закона неточности, чтобы в дальнейшем избежать подобного рода проблем.
Это в дальнейшем. А пока против компании “Армойл” вновь возбудили административное производство. На сей раз поводом стало то, что сотрудникам инспекционного органа не разрешили пройти на территорию предприятия. В компании, по сложившейся уже традиции, опровергают подобные заявления инспекторов. Остается только гадать, долго еще будут вестись “баталии” между компанией и госорганами, и будет ли вообще дан старт этому проекту, реализация которого позволила бы создать свыше двух сотен рабочих мест.
Статья опубликована 2 ноября, 2018 11:38
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…