Участие армянских спортсменов в третьих юношеских олимпийских играх в Буэнос-Айресе произвело неоднозначное впечатление. Наши ребята завоевали по одной золотой и серебряной медали в соревнованиях по тяжелой атлетике и борьбе греко-римского стиля. На первый взгляд довольно неплохой результат, учитывая, что Армения была представлена 8 спортсменами в 7 видах спорта. Однако загвоздка в том, что на предыдущей олимпиаде четырехлетней давности у нас было почти вдвое больше участников и в 3,5 раза больше медалей. Сравнительный анализ свидетельствует об ухудшении всех показателей. Ну, а что думает об этом вице-президент НОК страны и руководитель нашей делегации на играх Дереник Габриелян?
— Как вы расцениваете итоги выступлений наших ребят в юношеской олимпиаде?
— Участие оцениваю на “хорошо”. Вы скажете, что, по сравнению с Играми 2014 года в Нанкине, у нас стало меньше медалистов. Но это объясняется тем обстоятельством, что тогда у нас было 14 участников в 9 дисциплинах, а теперь — 8 в 7. Это основной фактор. Мне особенно досадно, что на сей раз в нашей команде не было боксера. При том, что четыре года назад родной для меня вид спорта был представлен в соревнованиях юношей и девушек, а Нарек Манасян стал бронзовым призером. Аналогичная ситуация и с вольной борьбой — в 2014 два бронзовых призера, а теперь ни одного участника. Конечно, мы счастливы победой штангиста Карена Маргаряна в аргентинской столице, но в этом виде спорта успехи наших ребят давно стали привычными. То же касается и бронзового призера по греко-римской борьбе Саака Оганесяна, который, впрочем, претендовал на более высокое место. Здесь уже федерация, тренерский штаб и, естественно, НОК должны проанализировать причины относительно скромных результатов. Возможно, такое выступление Саака обусловлено и тем обстоятельством, что на одной из последних тренировок он получил травму ноги, едва не сорвавшую его участие в Играх. К счастью, наш массажист и, откликнувшийся на мою просьбу о помощи, его украинский коллега сумели вернуть парня в строй. Но получилось так, что на пути к финалу Саак проиграл грузинскому борцу, которого до этого побеждал на чемпионате Европы.
— В дополнение к теме — в нашей делегации не было врача и психолога?
— В случае с Сааком требовалась помощь именно массажиста. А врача и психолога не было, поскольку состав нашей делегации был ограничен соответствующей квотой…
— Которая не предусматривала наличие в команде врача и психолога?
— Вот именно. НОК Армении вынужден был даже за свой счет снять отдельные номера в гостинице для трех тренеров и переводчицы, включенных в делегацию сверх квоты. Вообще, я склонен считать, что психолог больше должен работать со спортсменами до соревнований. Я также считаю, что наши тренеры должны владеть навыками психолога.
— Это, конечно, дискуссионный вопрос. Но вернемся к выступлениям наших юных спортсменов. Особые надежды возлагались и на стрелка Айка Бабаяна. Вы в курсе, почему он не оправдал ожидания?
— Знаете, его тренер Андраник Айвазян тоже был озадачен резким падением спортивной формы своего подопечного. До юношеской олимпиады Айк имел довольно хорошие показатели, а здесь не сумел даже пробиться в финал. Все мы недовольны его выступлением — он мог выступить лучше. Удручающее впечатление произвели также дзюдоист Юра Исраелян и таэквондоист Андраник Хачатрян. Наши ожидания от них основывались на том, что оба становились призерами международных соревнований. Однако у Исраеляна обозначились проблемы с технической подготовкой — ему никак не удавалось провести приемы, а в такой ситуации трудно рассчитывать на победу. Поражение своего подопечного тренер объяснил тем обстоятельством, что тот не пошел на прием и проиграл с минимальным счетом. Хачатрян же просто был слабее бельгийца, которому проиграл.
— А что произошло со штангисткой Лианной Гюрджян, которая тоже считалась претендентом на призовое место?
— В ее случае совершенно иная ситуация. После упражнения “рывок” наша спортсменка занимала 3 место, но потом сказалась разница в весе между ней и остальными фаворитками. Дело в том, что в весовой категории свыше 63 кг не предусмотрено ограничение личного веса участниц. Фактически, Гюрджян, весившая около 70 кг, боролась с соперницами, которые были значительно тяжелее ее. Гюрджян в лучшем случае могла рассчитывать на 5 место. Наши тренеры вынуждены были даже пойти ва-банк и заказали вес в 116 кг, но Лианна так и не смогла справиться с ним и, получив 0, не заняла зачетного места.
— Наряду с неудачами у нас были и приятные откровения.
— Приятно удивили гимнастка Юлия Водопьянова и пловец Артур Барсегян. Наша спортсменка выступила воистину сенсационно, хладнокровно и без осечек выполнив свои упражнения. Она с 4 результатом пробилась в финал, но там заняла 6 место, опередив соперниц из Японии и Израиля. В любом случае, достижение Юлии беспрецедентно для Армении в художественной гимнастике.
Таковым стал и результат Барсегяна, пробившегося в финал заплыва на 50 метров вольным стилем с республиканским рекордом. В итоге, 16-летний пловец занял 8 место среди 54 участников. После финала он признался, что до решающего старта был сильно взволнован, поскольку горел желанием непременно завоевать медаль в память о дедушке, приобщившем его к этому виду спорта. Парень действительно выложился на полную, но ему помешало излишнее волнение. Артур и Юлия очень перспективные ребята, которым НОК должен создать особые условия для прогресса. Я обязательно сообщу об этом Гагику Царукяну. Для меня они призеры.
По окончании игр я выразил благодарность всем членам нашей делегации за то, что столь дружно, гармонично и дисциплинированно представили нашу страну.
— Кстати, чувствовалась ли поддержка армянской диаспоры Аргентины, считающейся одной из самых организованных в мире?
— Естественно, наши соотечественники всячески подбодряли и воодушевляли армянских спортсменов. А по окончании игр нас приняла посол РА в Аргентине Эстера Мкртумян. Нам организовали также встречу с коллективом одной из армянских школ Буэнос-Айреса, которая прошла в чрезвычайно теплой обстановке. Местные армяне живо интересовались событиями в нашей стране, расспрашивали о перспективах, о проведении очередных Панармянских игр. Мы встретились также с представителями Всеобщего армянского благотворительного союза, познакомились с их опытом и даже кое-что взяли на заметку. Пересеклись также с двукратным олимпийским чемпионом Арменом Назаряном. Его сын — Эдгар, выступающий за Болгарию, стал бронзовым призером соревнований по греко-римской борьбе.
— В качестве эпилога — неоправданные ожидания свидетельствуют о регрессе в данных видах спорта или это просчет?
— В целом, я бы не назвал это регрессом. Нужно учесть, что, по сравнению с предыдущими играми, была значительно ужесточена система отбора, и завоевать путевки на Юношескую олимпиаду стало сложней. Ну, а в отдельных видах спорта у нас наблюдаются просчеты, которые касаются тех дисциплин, представители которых четыре года назад становились призерами, а теперь не оказались даже среди участников. Поэтому федерации этих видов спорта должны всерьез задуматься над причинами такой ситуации и найти пути устранения этих проблем. НОК же координирует работы и может только помочь в решении задач. Думаю, для восстановления былых позиций и обеспечения развития нам нужно дружно взяться за дело. Также необходимо вывести на новый уровень сотрудничество с нашими зарубежными коллегами и поднять соревновательный опыт юных спортсменов. В этом плане федерации должны оживить и усовершенствовать свою деятельность в соответствии с духом времени.