Создав общий рынок между странами ЕАЭС, теперь необходимо позаботиться о том, чтобы на этом рынке были товары, произведенные на территории Союза. Причем не только сырьевые, но прежде всего технологические товары с высокой добавленной стоимостью. Об этом заявил советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев в кулуарах форума “Евразийская неделя” в Ереване, отвечая на наш вопрос о нынешнем уровне развития промкооперации между странами ЕАЭС.
Пути бизнеса и государства
Учитывая то, что именно промышленность является своего рода проводником инновационного развития экономики, уровнем развития этой сферы во многом и определяется место страны среди развитых государств. Этим и объясняется то приоритетное внимание, которое сегодня уделяют страны ЕАЭС повышению конкурентоспособности промышленных комплексов и устранению барьеров в промышленной сфере Союза.
Промышленная кооперация, однако, не только один из самых очевидных, но и тяжело реализуемых вариантов сотрудничества ради общего блага. В этом смысле Евразийская экономическая комиссия пошла по двум путям. Первый из них — это “путь снизу”, когда бизнес-сообществу ЕАЭС предложили представить свои интеграционные проекты. Как оказалось, бизнес готов включаться в эту работу и сообща формировать партнерство, поскольку в ЕЭК было представлено свыше полутора сотен проектов в сфере промышленности Союза.
Однако такого объема явно недостаточно, чтобы стимулировать развитие промышленности ЕАЭС. К тому же инициативы бизнеса не всегда соотносятся с интересами государства.
Поэтому в рамках ЕАЭС формируется также ряд крупных инициатив, которые могут стать локомотивом и потянуть вперед не только проекты, но и целые отрасли промышленности стран-участниц евразийского пространства. Такой подход, по сути, является “путем сверху”, когда государства и ЕАЭС задают ориентиры для бизнеса.
Сотрудничество в плюсе
Что касается роли Армении в общей кооперационной цепочке стран ЕАЭС, то, по словам советника президента РФ, она по праву считается высокоразвитой страной постсоветского пространства, где на протяжении многих десятилетий формировалась база приборостроения, вычислительной техники, сложного высокотехнологического машиностроения.
“Замыкающая функция армянской экономики еще в советское время базировалась на колоссальной кооперации, в которой участвовали сотни и даже тысячи предприятий по производству некоторых видов сложных изделий. Отрадно видеть, что эта специализация Армении сегодня восстанавливается. Идет активное сотрудничество армянских предприятий с Госкорпорацией “Ростех”, являющейся флагманом технико-экономического развития российской экономики, которая объединяет множество высокотехнологичных машиностроительных предприятий России. Уверен, что огромный рынок ЕАЭС, где у Армении много традиционных партнеров по производственной кооперации, создаст серьезные возможности для подъема армянской экономики”, — высказал свою точку зрения г-н Глазьев.
Тот факт, что наша страна успешно развивает кооперационное сотрудничество в рамках ЕАЭС, отметил в беседе с нами и начальник Управления промышленной политики Минэкономразвития Армен Еганян, уточнив, что речь в основном идет о партнерстве в военно-промышленном комплексе. Однако Армения полностью готова к расширению промкооперации, продолжил он, и уже представила список компаний, обладающих соответствующим потенциалом. Охватывают они, по словам нашего собеседника, такие сферы, как легкая промышленность, производство теплоизоляционных материалов, акцент также поставлен на сферу машиностроения, где наши компании могут в этой кооперационной цепи выполнять заказы на производство различных деталей.
Не без барьеров
Для такой маленькой страны, как Армения, с ее малоемким внутренним рынком, развитие экспортоориентированной экономики более чем важно. А без высокого уровня промышленной кооперации со странами ЕАЭС довольно сложно обеспечить конкурентоспособность отечественной экономики. Однако на пути развития промышленного сотрудничества есть и определенные барьеры, на которые указал директор Союза промышленников и предпринимателей Армении (СППА) Эдуард Киракосян. Среди них отсутствие или, скорее, нехватка собственных средств и высокие ставки банковских кредитов, что затрудняет финансирование совместных коммерческих проектов. Также он выделил большую удаленность и большие транспортные расходы на кооперационные поставки. Плюс — отсутствие централизованных ресурсов для установления бизнес-контактов между хозсубъектами стран ЕАЭС.
“Все это, естественно, затрудняет установление кооперационных связей, — уверен руководитель СППА. — На мой взгляд, исходя из большой удаленности и отсутствия общей границы со странами-членами ЕАЭС, предприятиям Армении нужно исходить из того, что совместный продукт должен отвечать таким требованиям, как малая материалоемкость и энергоемкость, а также высокая трудоемкость и наукоемкость”, — изложил суть дела г-н Киракосян.
В плане промышленной кооперации, по его словам, перспективными могут стать точная инженерия, в частности, радиоэлектроника и выращивание искусственных кристаллов, информационные технологии, ювелирка, включая обработку драгоценных и полудрагоценных камней, фармакология и легкая промышленность.