Прощающийся с Арменией посол США в Ереване Ричард Миллс решил перед завершением своей миссии навести, что называется, шороху. За годы пребывания на посту посла США в нашей стране г-н Миллс не раз будоражил армянскую общественность заявлениями по разным поводам, в основном внутриполитическим и экономическим. На сей раз посол взволновал Арцах и Армению высказываниями по азербайджано-арцахскому конфликту. Так, по мнению Миллса, любое урегулирование конфликта потребует возвращения части “оккупированных территорий”.
“Я был удивлен, когда впервые сюда приехал и выяснил, что большинство встретившихся мне армян против возвращения оккупированных территорий как части переговорного процесса. Меня удивляет тот факт, что в Армении практически не проводится обсуждений по поводу приемлемых решений и компромиссов. Долгие годы в представлениях моего правительства эти территории были захвачены для того, чтобы потом использовать по формуле “статус в обмен на территории”. Я действительно был поражен тем, что этот вариант уже не пользуется поддержкой”, — сказал Ричард Миллс в интервью порталу EVN Report. Посол, по его словам, понимает, что апрельская война 2016 года обострила эти восприятия, “но суровая реальность состоит в том, что урегулирование невозможно без возврата определенных занятых территорий”.
И.о премьер-министра Армении Никол Пашинян назвал высказывания Ричарда Миллса “уходящим месседжем уходящего посла”. “Мы четко представили нашу позицию, и думаю, каких-либо изменений не будет”, — заявил журналистам Пашинян, неоднократно отмечавший, что азербайджано-арцахский конфликт должен решаться путем переговоров, в рамках Минской группы ОБСЕ и что решающий голос в процессе урегулирования должен принадлежать Арцаху.
Голос Арцаха по заявлениям посла США озвучил пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян. “Возвращение к прошлому ни в вопросе границ, ни в вопросе статуса невозможно”, — заявил Бабаян журналистам целого ряда СМИ. Он подчеркнул, что у Арцаха нет “оккупированных территорий”. Территории, о которых говорит американский посол, не подпадают под термин “оккупированных”, арцахцы изначально их захватывать не планировали, а просто объявили о своем самоопределении (в границах Нагорно-Карабахской автономной области и Северного Арцаха), ибо дальнейшее выживание в составе Аз. ССР было невозможным, особенно в свете того, что произошло с армянами Нахиджевана. Однако по ходу развязанной Азербайджаном в стремлении уничтожить арцахцев войны произошло изменение границ. Тогда следует говорить и об оккупированных Азербайджаном Геташене, Шаумянском районе, о почти двух третях Мардакертского района, части Мартунинского, Аскеранского и Гадрутского районов НКР. И потом, почему претензии предъявляются исключительно армянским сторонам? Разве посредникам нечего предъявить Азербайджану, осуществившему этнические чистки армянского населения по всей территории Аз. ССР и попытки уничтожения армян Арцаха, проводящему расистскую и террористическую политику, причем не только в отношении армян, отказывающемуся от переговоров с Арцахом и, в конце концов, торпедирующему все и всяческие мирные инициативы медиаторов? Возвращение к ситуации 1988г. для Арцаха означает реанимацию угрозы безопасности, существованию арцахцев, угрозу нового геноцида армянского населения.
В Вашингтоне, надо полагать, все это прекрасно понимают. Фраза Миллса, что “долгие годы в представлениях моего правительства эти территории были захвачены для того, чтобы потом использовать по формуле “статус в обмен на территории”, — свидетельствует о том, что все прежние годы Вашингтон получал от участников переговоров подтверждения о возможности подобного “урегулирования”. Отсюда и “удивление” посла, который, впрочем, оговорился, что понимает затруднительность реализации этой схемы после апрельской войны 2016г. В нынешнем году изменились и внутриполитические реалии в Армении, заявившей о субъектности Арцаха и необходимости его участия в переговорах. Эти реалии ставят перед международными посредниками, привыкшими оперировать положениями т.н. Мадридских принципов, новые задачи.
Вопрос Арцаха — один из немногих, где Россия, США и Франция действуют в одной упряжке. “США, Франция и Россия, как сопредседатели Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию, способствуют диалогу между сторонами конфликта и контактам между руководствами двух стран. Все наши страны принимают стандарты ОБСЕ, которые известны под названием “Мадридские принципы“. И здесь среди ключевых являются принципы неприменения силы, территориальной целостности и права народов на самоопределение”, — заявил журналистам побывавший на днях в Ереване заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Джордж Кент. Вместе с тем Москва и Вашингтон настороженно следят за телодвижениями друг друга, в том числе и в нашем регионе. Примечательно, что “уходящий месседж уходящего посла” был озвучен в преддверии визита в регион советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона. 20 октября он посетит Россию, а потом Азербайджан, Армению, Грузию, где намерен встретиться с коллегами для “продвижения американских интересов по целому ряду вопросов безопасности”, “оценить важную геополитическую роль, которую страны Кавказа играют в отношениях с Ираном, Россией и Турцией”.
Российский политолог Сергей Маркедонов в анонсированных Болтоном целях визита не видит особой новизны. “Кавказский регион не числится в ряду приоритетов США. Он, скорее, не самоценен, а важен, как элемент более крупных геополитических пазлов”, — написал Маркедонов в комментарии для телеграм-канала Bunin & Co. США, по словам эксперта, важно прояснить, насколько уязвима Россия на грузинском направлении, насколько страны региона готовы к жестким действиям Вашингтона в отношении Ирана, насколько тесна связка Баку-Анкара, каково влияние ближневосточной динамики на Закавказье. “Тот же “армянский вопрос” США не раз использовали, как рычаг давления на Турцию. И, конечно, Вашингтон — сопредседатель Минской группы ОБСЕ, карабахский конфликт входит в число его интересов в регионе. Тем паче, что это направление едва ли не единственное, где у США и РФ есть общий интерес”, — отметил Маркедонов. При этом он считает, что ждать значительных геополитических прорывов от визита Джона Болтона вряд ли стоит. “Скорее, это инвентаризация интересов и проблем. Открытым остается вопрос, для какой цели эта инвентаризация затевается. Принимая во внимание направление действий шефа господина советника, сегодня вряд ли кто-то рискнет дать четкий ответ по этому поводу”, — замечает российский эксперт.
Посетить регион в ближайшее время намерены и официальные представители стран-сопредседателей МГ ОБСЕ. По словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, в ходе встреч с руководством Армении и Азербайджана будут уточнены позиции сторон и обсуждены конкретные шаги, которые можно предпринять для активизации процесса карабахского урегулирования, в том числе с учетом договоренностей, достигнутых недавно в Душанбе. Захарова напомнила, что позиция России как страны-сопредседателя МГ ОБСЕ остается неизменной, она “отражена в совместном заявлении президентов России, США и Франции 2009-2013гг., руководителей внешнеполитических ведомств трех стран, а также самих сопредседателей”.
Китай подарил Армении 200 машин скорой помощи
На церемонии передачи присутствовали посол КНР в Армении Тянь Эрлун, и.о. премьер-министра Армении Никол Пашинян и и.о. министра здравоохранения Арсен Торосян.
Китай подарил Армении 200 машин скорой помощи. На площади Шаумяна состоялась церемония передачи машин скорой помощи, на которой присутствовали посол КНР в Армении Тянь Эрлун, и.о. премьер-министра Армении Никол Пашинян и и.о. министра здравоохранения Арсен Торосян.
Сотрудничество между Арменией и Китаем расширяется, и эта тенденция будет продолжительной. Об этом заявил посол КНР в Армении Тянь Эрлун, выступая в среду на презентации машин скорой помощи на площади Шаумяна в Ереване. “Сотрудничество в сфере здравоохранения — важное направление в армяно-китайских отношениях. Переданные Армении еще в 2011 году 88 карет скорой помощи помогли улучшить работу службы скорой помощи”, — сказал Эрлун.
Посол подчеркнул, что Армении были предоставлены 200 машин нового поколения, оснащенные соответствующей техникой. Правительство Армении приняло в безвозмездное пользование предоставленные Китаем машины скорой помощи еще 30 августа.
Машины были переданы Армении в рамках подписанного 23 марта 2018 года соглашения между Арменией и Китаем. Всего армянской стороне было передано 200 карет скорой помощи, в том числе, реанимобили.
“В 2018 году армяно-китайские связи продолжают развиваться. Китай на протяжении многих лет пытается помочь развитию экономики Армении”, — подчеркнул посол.
Из 200 машин скорой помощи 65 реанимобилей. При этом 49 карет были переданы Ереванскому центру скорой помощи, 10 — медцентрам, и 101 машина будет работать в областях.
Посол КНР в Армении Тянь Эрлун сообщил, что для ускорения процесса ознакомления армянских врачей и персонала с техническими возможностями машин скорой помощи китайская сторона послала в Армению своих специалистов — около 350 врачей, медсестер и водителей прошли курсы усовершенствования на этих машинах.
“Несмотря на то, что наши страны расположены вдали друг от друга, история дружбы наших народов насчитывает века. Китай оказывает помощь Армении бескорыстно. Уверен, что Китай и Армения продолжат сотрудничество в различных областях, и армяно-китайские связи будут продолжительными и прочными”,- сказал посол КНР в Армении Тянь Эрлун.