Вопрос, кто станет преемником Александра Григоряна, за год обрел поистине эпический размах, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Выбор был сложен еще и потому, что театр потерял уникальную личность, режиссера огромного масштаба и дарования, замену которому представить было невозможно…
В театре назрел “раскол”, сопровождавшийся поистине шекспировскими страстями, публикациями в СМИ: артисты — люди эмоциональные, да и бархатная революция поддала драйва… Поменялось правительство, был назначен новый министр культуры, человек не из сферы, которому трудно было так, “с наскока”, во всем разобраться. К чести министра Лилит Макунц, она постаралась найти максимально приемлемый выход из ситуации: была назначена комиссия, чтобы рассмотреть и оценить программы режиссеров — кандидатов на пост худрука театра. 1 октября в Министерстве культуры РА состоялось обсуждение относительно кандидатов, на котором в качестве “жюри” присутствовали замминистра культуры РА Н.Гарибян, советник министра культуры РА К.Ходикян, начальник Управления современного искусства министерства А.Казарян, главный специалист Управления современного искусства министерства Н.Айрапетян, директор театра им. К.Станиславского Ф.Давтян. На должность художественного руководителя русского театра кандидатуры выдвинули 5 участников: Роберт Манукян (в прошлом — худрук Хабаровского краевого театра драмы), Владимир Габбе (худрук Московского художественного театра им. С.Параджанова), Карен Нерсисян, Нора Григорян (дочь Александра Григоряна, молодой режиссер театра Станиславского) и Сурен Шахвердян (режиссер-постановщик). Члены комиссии заранее ознакомились с биографиями кандидатов и их видением дальнейшей деятельности театра, на месте изучили видеозаписи режиссерских работ, представленные каждым кандидатом, фотографии, отклики прессы, ссылки, а также другие материалы, осветившие их творческую деятельность. По итогам почти трехчасового совещания было принято решение: из 5 кандидатов на должность худрука театра им. К.Станиславского выбрать двух — Карена Нерсисяна и Сурена Шахвердяна. Они должны были в ближайшее время поставить в данном театре по одному спектаклю, что позволило бы определиться с выбором. При этом, Министерство культуры РА официально сообщило, что никогда не вмешивалось в процессы назначения или увольнения с должности. Театр Станиславского — это Государственная некоммерческая организация (ГНКО), и согласно Закону РА “О государственных некоммерческих организациях”, принимать на работу и увольнять с работы сотрудников государственной организации, а также применять к ним меры поощрения и назначать дисциплинарные взыскания — прерогатива сугубо директора театра. Фред Давтян взял на себя эту ответственность и хотя бы на год поставил точку в этом вопросе.
Кстати, непростой ситуацией в театре не преминули воспользоваться не слишком добросовестные (это мягко сказано) СМИ, которые стали муссировать информацию о якобы закрытии по наводке сверху в скором времени Ереванского русского театра. Чем это чревато — не надо объяснять: помимо чисто социальной и моральной составляющей (появления новых безработных людей, упразднение культурного очага с богатейшей историей и огромным вкладом), это еще и вопрос во многом политический, и мог бы нанести серьезный урон армяно-российским отношениям. Естественно, что в соседнем Азербайджане эту утку встретили на “ура”, безумно обрадовались, а тамошняя пресса стала рьяно распространять эту фейковую информацию. Но, как подчеркнул Фред Давтян, эта информация абсолютно не соответствует действительности. “Министерство культуры Армении проявило особое внимание и отношение к проблеме Русского театра, дало понять, что этот вопрос имеет особое значение. Да, было много обсуждений, но министерство, министр Макунц, замминистра Гарибян оказали всяческое содействие, чтобы мы смогли сделать выбор”, — подчеркнул Ф.Давтян.
Отметим, что за Карена Нерсисяна ратовал актерский костяк театра. Да и сам директор театра, несмотря на разные мнения в театре, решил назначить именно его — человека, имеющего опыт режиссуры и художественного руководства, приверженца так сказать “психологического театра”, чему, по его словам, был и останется верен и театр Станиславского. Что касается Сурена Шахвердяна, то, несмотря на его интересные постановки, тут речь шла больше о пластическом театре. Да и изучив программы обоих кандидатов, Давтян более близкой стилистике театра посчитал программу Нерсисяна. А ждать, тянуть еще месяцы, пока кандидаты сделают свои спектакли (а откуда деньги брать — тоже непонятно), держать труппу в подвешенном состоянии директор посчитал неправильным. Тем более, что нужно готовить новогодний спектакль для детей, новый спектакль для взрослых и т.д. У театра много планов, работы, пора, наконец-то, вернуться в деловую и творческую атмосферу.
Еще один острый вопрос — желание Норы Григорян занять место отца Давтян прокомментировал так: “Дочь Александра Григоряна — единственный штатный постановщик театра. Остается и будет работать в этом театре. Она — молодое будущее театра, но имеет недостаточно опыта и спектаклей”. От себя же добавим, что у Норы все впереди: со временем и при желании она сможет доказать, что является достойной преемницей своего выдающегося отца. У нее есть все предпосылки для этого. И будем надеяться, что теперь ситуация в театре войдет в положенное русло: страсти и интриги улягутся, а актерский коллектив займется своими прямыми обязанностями и сработается с новым худруком. Станиславский — дорогой всем ереванцам театр, который должен быть и успешно творить.
Карен Нерсисян, российский театральный режиссер, выпускник Ереванского театрального института. Человек известный в российских театральных кругах: за его плечами 57 театральных постановок в различных театрах России (Нижний Новгород, Барнаул, Рязань, Таганрог, Омск, Тольятти), а также Алма-Аты, США, Прага. Он работал у Марка Розовского в театре “У Никитских ворот”, московском театре “Буфф”, основал театральное товарищество “Старый театр”. Также работал в Московском драмтеатре на Перовской, Московском драмтеатре под руководством А.Джигарханяна. Одно время был режиссером кинокомпании Amedia. Еще будучи студентом, поставил спектакль в нашем ТЮЗе (“Господин Де Пурсоньяк” Мольера), работал в театре Станиславского у Александра Григоряна: до поступления в вуз — рабочим сцены, а уже студентом в качестве второго режиссера сделал новогодний спектакль, поставил “Изобретение вальса” по В.Набокову и “Женщину вне игры” Т.Рэттигана.
Статья опубликована 19 октября, 2018 12:05
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…