1964 год. Шарль Азнавур — в расцвете творческих сил и зените всемирной славы. В Советском Союзе записи его песен ценятся на вес золота, записываются на катушечных магнитофонах, многократно переписываются и разлетаются по всей стране. Его приезд в Армению на три дня и концерты старожилы помнят до сих пор. Скульптор Алис Меликян смотрела его выступление по телевизору и, не отходя от экрана, начала лепить начальный портрет шансонье.
В день последнего концерта она буквально прорвалась со своей работой за кулисы Большого зала филармонии, где Азнавур беседовал с высокопоставленным чиновником Министерства культуры Арм. ССР Акопом Ханджяном. Певец буквально несколько минут, стоя, попозировал, и этот момент был запечатлен фотографом. После его выхода на сцену Алис еще наблюдала за ним из суфлерской будки, а затем продолжила работу в кабинете директора филармонии, где ей еще час позировал Азнавур. С певцом была достигнута договоренность на часовой сеанс. Всю ночь, вместе с отцом, она доводила портрет до кондиции: отливала, упаковывала и еле успела передать Азнавуру перед самым отлетом. На следующий год в Ереван приехала мать певца и привезла Алис диск с его записями и фото, увековечившее момент позирования и работы над портретом. Кстати, Азнавур очень полюбил эту скульптуру и хранил в своем кабинете.
Эту историю нам рассказала Мариам Закарян, племянница Алис Меликян, эмигрировавшей в США в 1978 году. Сейчас скульптору 92 года, а за плечами множество персональных и групповых выставок и более 200 великолепных скульптур, обессмертивших великих армянских и известных зарубежных деятелей, гостей и друзей Армении и т.д. В Америке А.Меликян также увлеклась техникой работы по цветному стеклу и стала создавать уже хрупкие произведения. Бюсты и скульптуры Меликян украшают частные коллекции, музеи, школы, театры Армении, а также Первопрестольный Св. Эчмиадзин и т.д.
“Моя тетя родилась во Франции, в Париже, в 1926 году. Там и получила начальное образование, а в 1936 году, вместе с семьей репатриировалась на родину. Наша семья — дедушка и бабушка, моя мама и сестра Алис плыли на корабле в Батуми, на котором возвращались на родину 400 семей армян, в том числе великий художник и скульптор Ерванд Кочар. На этом же теплоходе в Армению везли прах Комитаса…
Дедушка рассказывал, что они везли много вещей с собой, даже еду и банки с маслинами. Практически все дед выбросил в море: “Еду на родину, мне там это не нужно”. Но вот когда в Батуми им дали черный хлеб, очень пожалел об этом поступке. Уже приехав оттуда на поезде в Армению, когда репатрианты ступили впервые на родную землю, один из них опустился на колени и стал целовать камни. Кто-то из местных, смотря на это, пробурчал: смотри, потом этими камнями чтобы по голове себе не бил… Как показало будущее, действительно, для многих репатриантов возвращение на родину принесло большие страдания…
Тетя окончила Художественное училище им.Терлемезяна и Ереванский художественно-театральный институт. Работала в жанре скульптурного портрета. Ее считали одним из лучших портретистов Армении, которому удается создавать полные экспрессии, живые и очень сильные работы”, — рассказала в беседе с нами Мариам Закарян.
А.Меликян начала участвовать в республиканских и всесоюзных выставках с 1950 года, получала награды на различных выставках. Она сразу же привлекла внимание художественной общественности: ее работы отличались особой точностью, умением схватить самое характерное в духовном облике человека. Они привлекают многообразием выразительных средств, оригинальностью идейного восприятия, чистотой и плавностью линий, безыскусственностью и эмоциональностью.
Лучшие работы Алис Меликян, такие, как “Портрет дирижера Михаила Тавризяна” (1956г., сейчас находится в Национальном академическом театре оперы и балета им.Спендиарова), “Портрет дирижера Огана Дуряна” (1957г.), “Портрет Ованеса Туманяна” (1969г.), “Портрет певицы Татевик Сазандарян” (1959г.), “Портрет скрипача Жана Тер-Мергеряна” (1957г.), “Портрет Амо Харазяна” (1957г.), “Портрет певицы Гоар Гаспарян” (1964г.), “Портрет Шарля Азнавура” (1965г.), “Портрет Грачья Нерсисяна”, “Портрет скрипача Исаака Стерна” (1965г.), “Портрет композитора Бенджамина Бриттена” (1965г.) и др. воплощают в себе лучшие традиции классического и национального искусства и ценятся многочисленными специалистами и поклонниками изобразительного искусства. Алис Меликян также создала скульптурные портреты Мгера Мкртчяна, Цветаны Паскалевой, Вигена Чалдраняна. Особняком в ее творчестве стоит портрет Армина Вегнера, немецкого писателя, правозащитника, фотографа, свидетеля и исследователя Геноцида армян 1915 года. Вегнер служил в Немецком санитарном корпусе в Турции и, будучи очевидцем резни, сделал сотни фотографий. Эта деятельность вызвала недовольство турецких властей, и по их требованию Вегнер был арестован и выслан в Германию. Некоторые фотографии были конфискованы и уничтожены, однако он смог вывезти множество негативов, спрятав их в поясном ремне. В настоящее время они являются одними из основных фотографических свидетельств геноцида. После этого Вегнер всю свою жизнь посвятил защите прав человека. Сделать скульптуру Вегнера (2007г.) Алис Меликян предложило Общество Армина Вегнера. Она отказалась брать деньги за этот проект: сказала, что это подарок от армянского народа. Скульптор сделала два бронзовых портрета: один установлен в гимназии города Вупперталя, где учился Вегнер, а второй, более крупный — в Берлине, на площади недалеко от дома, где он жил.