Перед стартом первого розыгрыша футбольной Лиги наций трудно было предположить, что именно в этом турнире, в котором командам уровня сборной Армении максимально облегчена задача выхода в финальную стадию чемпионата Европы, наша дружина потерпит самое нелепое поражение в своей истории. Между тем, гром грянул неожиданно и смаху развеял все надежды и усилия. Армянский футбол оказался задавлен гибралтарской скалой, и это вовсе не преувеличение.
Поединок со сборной Гибралтара в третьем туре турнира 4-й группы дивизиона “D” воспринимался в качестве генеральной репетиции перед решающей встречей с македонцами, в которой, как ожидалось, должен был определиться победитель этого квартета. Однако незапланированное фиаско вытеснило сборную Армении из борьбы еще до малого финала. Катастрофа, сенсация, казус? Да, назвать можно как угодно, но суть неизменна! От неудач не застрахован никто, но когда это происходит в самый неподходящий момент, то приобретает иной смысл, превращаясь в провал. Посему остается с горечью констатировать, что наша сборная попросту опростоволосилась, проиграв одной из самых слабых команд планеты.
На футбольной карте мира сборная Гибралтара появилась только в 2013 году, когда была принята в ряды УЕФА. А уж членом ФИФА и вовсе числится с 2016 года. К тому же, является командой самой маленькой страны европейского футбольного сообщества, имея население около 30 тысяч человек. То есть, на 9 тысяч человек меньше, чем в давидашенской префектуре Еревана. Конечно, маленькие нередко бывают удаленькими, что и подтвердили гибралтарцы. Но в связи с этим лично у меня возникает вполне резонный вопрос по поводу нашей сборной — к чему такие амбиции, если вам не по зубам самая слабая команда Европы и 197-я в мире. Для тех, кто не в курсе — в рейтинге ФИФА котируются 199 сборных.
Отметим еще пару штрихов, которые дадут полное впечатление о масштабе катастрофы. Сборная Гибралтара одержала первую победу в своей истории в турнирном матче, заодно отпраздновав первый выездной успех. А всего это третья победа футболистов из страны Геркулесовых столбов в официальных играх: в 2014 году гибралтарцы взяли верх над Мальтой (1:0), а в марте нынешнего — одолели с тем же счетом сборную Латвии. В отборочном турнире чемпионата мира-2018 эта команда проиграла все 10 матчей с общим счетом 3:47, а в аналогичном соревновании “Евро-2016” показатель составил 2:56. Однако с приходом на пост главного тренера уругвайца Хулио Сесара Рибаса результаты несколько улучшились. Но при всем этом перед ереванским матчем гибралтарцы имели в пассиве 22 поражения подряд в турнирах УЕФА и 0 забитых голов в последних четырех выездных играх.
И все же провал или неудача? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, пожалуй, стоит обратиться к некоторым деталям игры злополучного для нас 13 октября. Нужно признать, что наша сборная, особенно в первом тайме, имела подавляющее игровое и территориальное преимущество, превосходя соперника по всем показателям. Однако проблема в том, что гегемония армянской команды завершалась у границ штрафной площадки соперника. Гибралтарцы защищались числом, но отнюдь не умением. И этого им вполне хватило, чтобы не только отстоять собственные ворота в неприкосновенности, но и одержать историческую победу. Редкая вылазка в штрафную сборной Армении обернулась на 50-й минуте нелепым нарушением правил со стороны центрального защитника Грайра Мкояна, попавшего по колену Ли Кашаро. Швейцарский арбитр Федаи Сан, не задумываясь, назначил пенальти, который уверенно реализовал Джозеф Чиполина. После этого игра вернулась в привычное русло, однако армянские футболисты атаковали больше по инерции, чем осмысленными действиями. Прямолинейная игра без признаков креатива приводила к банальной потере мяча после его бессмысленных навесов во вратарскую площадку или удивительно точными попаданиями во вратаря соперника. С такой игрой можно было рассчитывать на случайный гол, который так и не состоялся. В очередной раз наша сборная проявила абсолютную беспомощность во взламывании насыщенной обороны. Не помогли ни вернувшийся в сборную после трехлетнего перерыва Юра Мовсисян, ни супернаступательная тактика, избранная нашим тренерским штабом. Да и остальные лидеры отечественной команды во главе с Генрихом Мхитаряном откровенно растворились на поле.
Складывается впечатление, что хозяева поля элемантарно недооценили соперника, за что и жестоко поплатились. Подопечным Армена Гюльбудагянца, да, пожалуй, и самому тренеру не хватило творческой жилки, а его подопечным еще и эмоционального настроя и концентрации. Вот в принципе и основные причины поражения в игре, которое никак не поддается логике соотношения сил. В подтверждение наших слов обратимся к статистике, отражающей подавляющее преимущество нашей сборной: удары по воротам — 35 против 6, из них в створ ворот — 10/2, реализованные угловые -11/3, офсайды — 5/2, владение мячом — 72/28%, точность передач — 85/52%, пасы — 650/172, точные передачи — 552/89, отборы, перехваты, подборы мяча — 29/22, выносы мяча — 6/69, фолы — 10/11. Кстати, по подсчетам наша сборная лидирует в турнире по количеству ударов по воротам соперников (за три матча их у нас набралось 75), опережая команду Беларуси (63).
И все же, это провал, поскольку в таком матче нужно уметь побеждать. Тем более, когда любое очко имеет определяющее значение. Армения еще долго будет вспоминать первое в истории противостояние со сборной Гибралтара, имеющей любительский статус. Не скоро забудутся эмоциональные возгласы вратаря соперника Кайла Голдвина — пожарника по основной профессии. Точно так же, как и потасовка между группировками армянских фанатов, чреватой серьезным штрафом нашей федерации от УЕФА.
К моменту выхода этого номера, вы, уважаемые читатели, будете знать результат встречи нашей команды с македонцами. И очень хочется верить, что Генрих Мхитарян и Юра Мовсисян своей дружной игрой опровергнут информацию в зарубежной прессе о том, что между ними пробежала черная кошка и они откровенно не общаются друг с другом.