В рамках мероприятий, приуроченных к саммиту франкофонии в Армении, на родине впервые будет представлена картина Сарьяна “Улица кавказского города. Тифлис” (1927г.). Сегодня в Доме-музее Мастера открывается выставка “Сарьян и Франция”, где почитатели творчества великого армянского живописца увидят не только эту не известную доселе работу, но и картину “Газели” из собрания Московской государственной Третьяковской галереи. Обе работы принадлежат к не до конца раскрытому парижскому периоду М.Сарьяна (июль 1926г.-январь 1928г.), сыгравшему ключевую роль в судьбе художника.
В Париже Сарьян дважды экспонировал свои работы на выставках русского и армянского искусств. Главной же стала его персональная выставка, открывшаяся в январе 1928 года в салоне Ш-О Жирара. Текст к каталогу выставки был написан известным критиком Луи Вокселем. Экспонировалось около сорока картин, созданных художником в Париже. В них преобладала армянская тематика, получившая качественно новое воплощение.
Живя вдали от родины, Мастер все еще находился во власти впечатлений от родной природы и лишь в нескольких этюдах изобразил набережные Сены, Марны и вид из своей мастерской. Картины Сарьяна пользовалось в Париже редким для иностранца успехом. Однако нам, к сожалению, не довелось увидеть эти работы и судить об этом важном творческом периоде художника. На обратном пути в Армению картины Сарьяна сгорели на корабле.
“Французский пароход “Фрижи”, который вез мои картины, должен был погрузить в Новороссийском порту яйца и с этой целью забрал с собой древесные опилки. Ящики с картинами были уложены как раз на этих опилках… В Константинопольском порту на корабле по случайной причине, или преднамеренно, возник пожар — загорелись опилки — и… от моих сорока картин остался лишь небольшой клочок холста”, — вспоминал сам Сарьян. Уцелели только те картины, которые были проданы Сарьяном в Париже, а также несколько этюдов, которые он вез с собой. Среди них и картина “Улица кавказского города. Тифлис”, которую ошибочно записали в сгоревшие. Впервые упоминание о том, что картина цела, появилось в каталоге альбома “Мартирос Сарьян” 1960 года, опубликованном Рубеном Дрампяном. Последний ссылался на самого Сарьяна, сказавшего, что картина “Улица кавказского города. Тифлис” находится в Париже, в коллекции Тиграна Хан-Келекяна. Картину, вместе с другими 5 работами, Сарьян передал на хранение проживающей в Париже Анне Будагян, чтобы она на средства от продажи полотен приобрела для него дефицитные в СССР краски, холсты, кисти, и переслала в Ереван. Так эти работы парижского периода и попали к коллекционеру Тиграну Хан-Келекяну, а после его смерти в 1951 году ушли к другим людям. До 2011 года о картине не было никаких сведений. Потом из Новой Зеландии пришло письмо внучке художника и директору Дома-музея Рузан Сарьян, где собственник запросил за работу очень высокую цену. В итоге она ушла с аукциона в Англии, а в этом году вновь была куплена бизнесменом и коллекционером произведений искусств Артуром Данеляном. Рузан Сарьян попросила его предоставить для временного экспонирования в Доме-музее приобретенную им с аукциона работу Сарьяна и получила согласие. Экспонирование “Улицы кавказского города. Тифлис” — большое событие, поскольку картина спустя 90 лет впервые выставляется в Армении.
Выставка “Сарьян и Франция” продлится до 14 ноября и, по словам организаторов, станет очередной попыткой включения имени Мартироса Сарьяна в общеевропейский культурный контекст.