Подобную точку зрения высказал в беседе с нами бизнес-эксперт Айк Манасян, являющийся учредителем и директором консалтинговой компании IBS Consulting Group, которая с 2011 года предоставляет консалтинговые услуги представителям в основном среднего и крупного бизнеса Армении.
Нынешнее состояние, по словам нашего собеседника, похоже на турбулентную зону, через которую нужно пройти, перераспределив по ходу акценты. И это вполне нормальный процесс, полагает эксперт, добавляя, что в бизнесе есть такое понятие, как рациональное ожидание. Если вкратце, то его суть сводится к тому, что хозсубъекты основывают свои прогнозы относительно экономических изменений (типа уровня инфляции, цен и др.) не только на информации о прошлом, но и на текущей доступной им информации, и плюс на основе своего понимания экономических процессов.
“Все, что произошло на нашей политической арене, имело экономическую основу. Ведь как говорил в свое время Ленин, политика — это концентрированная экономика. И да, смена власти в Армении стала как раз результатом накопившегося недовольства населения относительно протекающих в экономике страны процессов, из-за которых уровень благосостояния людей в целом был довольно низким, а условия ведения бизнеса оставляли желать лучшего. Все это концентрировалось и, в конечном счете, привело к политическим изменениям”, — проанализировал ситуацию г-н Манасян.
Сегодня же, продолжил он, подавляющая часть как населения, так и бизнесменов уже с надеждой и большим оптимизмом смотрит в завтрашний день. Другой вопрос — как скоро эти ожидания трансформируются в реальность, потому что если процесс пройдет через определенную кульминационную точку, то свое воздействие оно, конечно, ослабит. Зачастую положительные ожидания бывают крайне завышенными. В бизнесе, по словам главы консалтинговой компании, есть очень важный концепт: если твоя планка ожиданий очень высокая, и вдруг это не претворяется в реальность, то градус разочарования бывает гораздо большим, чем в случае, когда та же планка установлена на более низком уровне, но реальность оказывается выше ожидаемого.
“После “бархатной революции” в Армении сложилась ситуация, когда сформировались очень большие ожидания. И задача правительства — удовлетворить эти ожидания и даже превысить их. Пока в экономическом блоке правительства не сформировалась профессиональная команда. Возможно, такие люди есть, просто они не в первых рядах и потому их работа не видна. Как бы то ни было, сейчас процесс ожиданий бизнеса несколько растягивается. Многие бизнесмены говорят: мол, дождемся хотя бы сентября, что-то прояснится, и поймем, как двигаться дальше. Это уже отражается, к примеру, на компаниях по грузоперевозкам в связи с тем, что идет процесс пересмотра правил игры на таможенной границе при импорте товаров, и многие выжидают”, — рассказывает наш собеседник.
Время работает против
Правительству сейчас, уверен г-н Манасян, важно действовать оперативно. Разработать конкретную систему процедур, на деле убедив, что коррупция сводится на нет, обеспечить прозрачность и четко показать бизнес-сообществу — куда идем и какова наша конечная цель. Кстати, недавно премьер-министр Никол Пашинян в ходе своей пресс-конференции говорил именно об этом, указав, что ключевой целью экономической политики нового правительства Армении является создание инклюзивной экономической модели. Направлена она будет на повышение благосостояния всего населения, что, по сути, и отличает подобную систему от прежней экономической модели.
“До революции у нас действовала экономическая система, в которой конкретные области, отдельные виды экономической деятельности имели ограниченный уровень доступа. В итоге, лишь ограниченное число людей получало возможность, скажем так, создавать большую долю ВВП. Смысл же инклюзивной экономической модели в том, что эти ограничения не должны более существовать, а экономические сферы и формы хоздеятельности должны быть доступны для всех”, — объяснил подходы правительства премьер.
Вопрос в том, что если нынешний процесс, скажем так, выжидания бизнеса, растянется надолго, то, поясняет глава IBS Consulting Group, последствия могут быть непредсказуемыми. Проблемным явлением в местной экономике на протяжении многих лет было то, что вся система в целом базировалась на крупном бизнесе, который особо не отличается своей гибкостью при перемене экономической ситуации. Тем не менее, считает г-н Манасян, временной лаг для адаптации действующих игроков в бизнес-секторе страны составит порядка шести месяцев. “Если продлится дольше, значит, что-то идет не так, и ситуация чревата проблемами”, — уточнил он, добавив, что на данном этапе сами предприниматели выражают удовлетворение в плане обеспечения прозрачности между государством и бизнесом, указывая также на то, что эффект диктатуры государства на бизнес-сектор уже отсутствует.
Нужна конкретика
Но вместе с тем, они пока не видят четкую экономическую стратегию властей. Не ясно, по каким направлениям будет развиваться экономика, скажем, в ближайшие пять лет. Понятно, что программа правительства, составленная в сжатые сроки, не могла бы охватить все вопросы. Однако сейчас, по мнению эксперта, самое главное — обозначить видение дальнейшего развития экономики, очертить путь, по которому будем двигаться для достижения поставленных целей, разработать план конкретных действий и, наконец, указать механизмы контроля, позволяющие реализовать эту стратегию.
Такой подход позволит бизнесу выйти из нынешнего подвешенного состояния и двигаться вперед, ориентируясь уже на новую экономическую модель. Причем конкретика в подходах правительства должна проявиться до парламентских выборов. Хотя многие аналитики сейчас говорят, что все как раз ждут выборов, чтобы окончательно уяснить для себя расстановку политических сил и, соответственно, понять предстоящие правила игры на экономическом фронте.
“На мой взгляд, озвучивание экономической стратегии должно произойти до выборов, чтобы каждый знал, для чего или во имя чего делает свой выбор. Иначе мы вновь пойдем по старому пути, когда на вопрос, какие изменения в налоговой, таможенной сфере ждут предпринимателей, баллотирующийся на свой первый срок Серж Саргсян сказал, — вы нас выберите, потом увидите. Вот он избрался, и мы увидели. Или не увидели. Поэтому важно, чтобы сейчас до предстоящих выборов бизнес-сообщество знало, что именно их будет ждать в плане экономических реформ, построения конкурентной экономики и насколько их бизнес-модель соответствует новым подходам. После этого только можно идти на выборы, чтобы потом знать, что ждать и требовать от властей”, — констатировал бизнес-эксперт.
Что касается выявления конкурентных преимуществ местной экономики, то, по мнению г-на Манасяна, необходимо на уровне премьера обратить внимание на четыре основных вопроса. Речь, прежде всего, идет о наличии квалифицированной рабочей силы в экономике, являющейся довольно большой проблемой для Армении сегодня. Во-вторых, активно должны развиваться бизнес-модели, основанные на инновациях, что, по сути, приведет нас к созданию наукоемкой экономики. Акцент нужно ставить также на содействии тем бизнесам, которые уже имеют спрос на внутреннем рынке. Далее, по мере того, как подобная продукция покрывает местные потребности, конкурируя с импортом, можно ее в качестве конкурентного преимущества экспортировать за рубеж.
“И, наконец, все это необходимо “упаковать” в соответствующую политику. Нельзя все оставлять на бизнес, чтобы кто что может, то и делал. Все должны понимать, что в ближайшие пять лет они разрабатывают свои шаги на основе общей экономической стратегии страны”, — заключил наш собеседник.