Военно-политическое руководство Армении в последние несколько дней озвучило ряд мессиджей, адресованных властям Азербайджана, которые продолжают выступать с угрозами в адрес Еревана и Степанакерта и на уровне шантажа демонстрировать уже приобретенное наступательное вооружение или анонсировать планы новых закупок. На этом фоне Баку пытается диктовать Еревану условия переговоров.
Так, пресс-секретарь МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев, комментируя СМИ возможность армяно-азербайджанской встречи на высшем уровне, заявил, что Баку якобы не может понять, кто будет вести переговоры с армянской стороны — премьер-министр Никол Пашинян или президент Армен Саркисян. Гаджиев сделал вид, что не слышал неоднократные заявления премьер-министра Пашиняна о его готовности от имени Армении вести переговоры с руководителем Азербайджана. Видимо, таким образом Баку решил завуалировать свое нежелание встречаться с премьером Армении, заявившим о необходимости возвращения Арцаха за стол переговоров. За Гаджиева договорил азербайджанский политолог Эльхан Шахиноглу. По его словам, “учитывая сложившуюся ситуацию, Кремль постарается организовать встречу лидеров Азербайджана и Армении осенью” после намеченного на 30 августа государственного визита Алиева в Москву. “Встреча в Кремле президента России Владимира Путина с Алиевым будет предшествовать и иметь особый смысл в преддверии ожидаемого разговора с глазу на глаз с Пашиняном. Но если глава Армении в первой же встрече не продемонстрирует конструктивность, то в последующих встречах не останется смысла. Вообще, сложилась такая ситуация, что в дипломатических встречах и переговорах, которые ни к чему не приводят, не осталось никакой нужды, так как наша армия уже имеет конкретные стратегические цели”, — угрожающе заявил Шахиноглу.
Ничего нового азербайджанский политолог не сказал, все это неоднократно озвучивалось и представителями официального Баку. При этом замалчивается главное требование не только армянских сторон, но и сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция) — о необходимости формирования в зоне конфликта атмосферы доверия для достижения подвижек на переговорах. Премьер-министр РА Никол Пашинян на пресс-конференции 20 июля, отвечая на вопросы о компромиссах в карабахском урегулировании, подчеркнул, что говорить о границах допустимых уступок с армянских сторон можно будет только тогда, когда Азербайджан проявит готовность к компромиссам. “Когда говорят о компромиссных вариантах, это означает, что есть две стороны, готовые идти на уступки. Хочу понять, почему мы хотим обсуждать нашу готовность к компромиссам, если очевидно, что Азербайджан не готов. Когда мы получим мессидж о готовности Азербайджана на взаимные уступки, мы обсудим вопрос границы уступок, причем не только на уровне правительства, но и всем народом”, — сказал Пашинян. Он подчеркнул, что исключает такое решение вопроса Арцаха, которое не будет приемлемо для армянского народа. “В Армении не может быть власти, которая может пойти на такое решение”, — сказал Пашинян. Он отметил, что в документах сопредседателей МГ ОБСЕ зафиксировано, что не может быть решения вопроса Арцаха без участия народа Арцаха. “Во всех документах зафиксировано, что на конечном этапе урегулирования Арцах должен быть вовлечен. Это не значит, что мы вообще не можем говорить. Могут быть обсуждения на эту тему. В Степанакерте я заявил, что готов вести переговоры с президентом Азербайджана, и нам есть о чем вести переговоры”, — заявил Пашинян. Переговоры, отметил он, полезны в плане создания атмосферы доверия для решения вопроса. “Мы должны приложить усилия для формирования такой атмосферы, но, одновременно, мы подчеркиваем, что для нас неприемлема агрессивная и воинственная риторика Азербайджана”, — подчеркнул премьер-министр Армении.
Пашинян не согласился с предположением журналиста о том, что нагнетание Азербайджаном напряженности на границах с Арцахом и Арменией является “попыткой России реанимировать “план Лаврова”. “Я не согласен с подобными формулировками. В регионе всегда была и существует опасность возобновления войны. Мы должны быть готовы к подобному развитию событий”, — сказал он. Что касается России, то, как отметил премьер, “Россия, как мировая держава, имеет все возможности, чтобы не допустить возобновления войны в регионе, и я не могу поверить в то, что Россия, как друг и стратегический партнер Армении, не использует свои рычаги для того, чтобы не допустить возобновления военных действий в нашем регионе”.
Со своей стороны министр обороны РА Давид Тоноян предостерег Азербайджан от попыток реализации его милитаристско-реваншистских планов. “Армения является гарантом физической безопасности Арцаха. Исходя из этого, наши вооруженные силы, вкупе с инициативной внешней политикой, призваны обеспечивать переговорные условия в процессе разрешения нагорно-карабахского конфликта. С учетом откровенной воинственной риторики противника и постоянных заявлений о возможности решения конфликта посредством применения силы, ВС Армении должны обеспечивать перманентное отрезвляющее воздействие на противника и содействовать Армии обороны Арцаха для обуздания агрессии противоположной стороны”, — сказал он изданию EADaily. Тоноян отметил, что вероятность возобновления широкомасштабных военных действий всегда велика в условиях максималистских требований Баку в процессе переговоров. Он подтвердил достоверность сообщений о скоплениях и активизации азербайджанских войск, заметив, что подобные процессы наблюдаются не только на линии соприкосновения арцахо-азербайджанских войск, но и на государственной границе между Арменией и Азербайджаном, в частности, на нахиджеванском направлении. Особое беспокойство, по словам министра, вызывает активизация азербайджанских войск на нахиджеванском направлении, где до сих пор царило сравнительное спокойствие, поскольку любое проявление военной провокации на этом участке чревато разжиганием большого кризиса, который затронет также и других региональных игроков. Подобное поведение Азербайджана Тоноян расценил не иначе, как угрозу применения силы, напомнив, что именно неприменение силы в качестве предусловия заложено в мирном процессе урегулирования нагорно-карабахского, как и любого другого конфликта. “Между тем, с учетом всей конструктивности позиции Армении, не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что Армения является просителем мира. Советую азербайджанской стороне не быть настолько уверенной в том, что она контролирует вопрос эскалации военной ситуации. То есть не будет так, что посредникам удастся убедить армянскую сторону приостановить ответные карательные действия при возобновлении азербайджанской стороной боевых действий, проведении Баку даже ограниченной по масштабам военной операции. При повторении сценария апрельской агрессии 2016 года армянская сторона может и не воздержаться от “соблазна” применения всего имеющегося у нее арсенала для решительного и масштабного противодействия противнику”, — заявил министр обороны Армении.