Официальный представитель МИД России Мария Захарова воздержалась от оценок эффективности встречи глав МИД Армении и Азербайджана Зограба Мнацаканяна и Эльмара Мамедъярова, которая состоялась 11 июля в Брюсселе.”Мы исходим из того, что любые конструктивные контакты, которые предпринимают стороны, должны идти в общую копилку главной цели и задачи, а именно полного урегулирования этой проблемы”, — сказала она. А насколько она была плодотворной, полезной, перспективной, должны, по ее словам, оценивать непосредственные участники встречи. “Приветствуем все, что обе стороны оценивают как шаг в направлении полного урегулирования или хотя бы продолжения диалога”, — заявила Захарова.
Любопытна реплика, с которой она, собственно, начала отвечать на вопрос по поводу встречи: “Мы не комментируем двусторонние встречи, проходящие без участия России. Но, учитывая, что у России есть связь с этой темой (Минская группа ОБСЕ и т.д.)…”. Связь прямая, тем более, что на встрече Мнацаканяна и Мамедъярова присутствовал российский сопредседатель МГ Игорь Попов. Может, под “участием России” Захарова понимает уровень министра или президента РФ? Не исключено, что под этим кроется недовольство Москвы проведением первой встречи глав МИД Армении и Азербайджана в Брюсселе, можно сказать, на полях саммита НАТО. Но это, надо полагать, было оговорено с российской стороной. Да и на следующий день после встречи, а именно 12 июля, официальный представитель МИД РФ на брифинге каких-либо претензий не высказала. Напротив, Захарова выразила надежду Москвы на то, что Ереван и Баку придут к конкретным договоренностям по дополнительным наблюдателям в Нагорном Карабахе, напомнив, что еще в 2016г. в ходе встреч в Вене и Санкт-Петербурге президенты двух стран условились, в частности, увеличить число международных наблюдателей в зоне конфликта. Она также заметила, что в ходе последующих контактов, в том числе и встречи глав МИД двух стран в Кракове, обсуждался вопрос дополнительных наблюдателей и места их дислокации, однако окончательного решения по ним стороны не приняли. “В ближайшее время пройдут первые консультации министров. Затем, как мы надеемся, состоятся еще встречи, на которых у сторон будет возможность рассмотреть широкий круг вопросов нагорно-карабахского урегулирования, включая тему наблюдателей”, — сказала тогда Захарова.
Возвращаясь к теме оценки эффективности брюссельской встречи министров ИД Армении и Азербайджана, отметим, что от нее изначально никто прорывов не ждал. Она носила исключительно ознакомительный характер и, как отметил, пресс-секретарь МИД РА Тигран Балаян, в Брюсселе никаких договоренностей о встрече руководителей стран достигнуто не было: “Могу лишь сказать, что есть договоренность о продолжении контактов”. Отвечая на вопрос, не видит ли Армения необходимости в усилении динамики переговоров, Балаян отметил, что армянская сторона никогда не была пассивной и сейчас также пытается способствовать прогрессу в установлении условий, способствующих миру, чего нельзя сказать об Азербайджане. “Обсуждение условий, способствующих миру, велось везде — самым прямым образом. а именно, исполнение договоренностей, достигнутых в Вене, Санкт-Петербурге, Женеве. Было достигнуто согласие о принятии мер по внедрению механизмов мониторинга выполнения этих соглашений и расследования нарушений перемирия, увеличении возможностей команды личного представителя действующего председателя ОБСЕ, возможном возобновлении переговорного процесса по урегулированию конфликта. По этим вопросам есть предложения, однако уже более 2 лет, как Азербайджан препятствует их выполнению”, — сказал он.
МИД Арцаха положительно оценил ознакомительную встречу глав МИД Армении и Азербайджана. “Встреча важна, с точки зрения поддержания непрерывности консультаций и создания необходимых условий для возобновления полноформатного переговорного процесса”, — отметила пресс-секретарь МИД Арцаха Ани Саргсян.
Баку оценок давать не стал. Для него сейчас задача номер один — не допустить возвращения Арцаха за стол переговоров, что и акцентировал глава пресс-службы МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев, заявив, что на встрече якобы “была отмечена важность продолжения переговоров в существующем формате”.
Между тем, в заявлении сопредседателей МГ ОБСЕ по итогам встречи ничего на эту тему не говорится. Отмечается, что министры обменялись мнениями относительно ситуации на местах, обсудили следующие шаги и параметры для повторного участия в содержательных переговорах, рассмотрели несколько вопросов для будущих встреч, включая ряд возможных мер по укреплению доверия, и договорились вновь встретиться в ближайшем будущем под эгидой сопредседателей. Посредники подчеркнули важность снижения напряженности и предотвращения воинственной риторики. Посредники также подтвердили готовность помочь сторонам найти мирное решение конфликта на основе основных принципов Хельсинкского Заключительного акта, в том числе неприменения или угрозы силы, территориальной целостности и равных прав и самоопределения народов.
Ответом Баку стали обстрелы позиций Вооруженных сил Арцаха, приграничных населенных пунктов Армении. Огонь азербайджанских ВС по приграничному селу в Гегаркуникской области РА был открыт почти сразу после брюссельской встречи, уже 12 июля. Больше всех пострадало село Джил, которое, кстати, азербайджанцы обстреливали и неделю назад. А вообще стрельба по селу ведется, по словам главы сельской администрации, раз в неделю.
Попутно активно распространяется всякого рода дезинформация — то о якобы взрыве в одной из воинских частей Армии обороны Арцаха и 10 пострадавших от него; то о мифической попытке диверсии с армянской стороны и пленении “армянского разведчика”, который на поверку оказывается жителем села Бердаван Тавушской области РА Кареном Казаряном, не имеющим никакой связи с воинской службой, но имеющим проблемы со здоровьем и с 2013г. находящимся на учете в соответствующем медучреждении.
Дезинформционный психоз Баку довел его аж до Парижа, который, по версии азерпропа, будто бы отменил эмбарго на продажу оружия Азербайджану. Не успело посольство Франции в Армении опровергнуть эту дезу, как на информационном поле полыхнул новый оружейный скандал — о получении Азербайджаном оружия из Чехии и Словакии через Израиль.
Словацкая пресса пока пытается разобраться в происходящем. В статье Владимира Шнидла говорится, что правительство Словакии предоставило лицензию на экспорт гаубиц и ракетных систем залпового огня, которые транзитом через Израиль оказались в Азербайджане. За экспортом этого оружия стоит словацкая компания MSM, которая принадлежит Czechoslovak Group влиятельного чешского оружейного магната Ярослава Стрнада. У чешских журналистов есть немало доказательств того, что Израиль служит лишь транзитной точкой, в то время как реальным покупателем оружия является Баку, который, кстати, демонстрировал эти виды оружия во время военных учений.
Правительство Словакии отрицает свою ответственность за экспорт запрещенной военной техники, утверждая, что давало согласие лишь на экспорт оружия в Израиль, но не в Азербайджан, который с 90-х годов и по сей день является страной, подвергнутой эмбарго на поставки вооружения. Однако страны-поставщики оружия обязаны отслеживать его оборот. Нынешние же попытки оправдания властей Словакии, право, неуклюжи на фоне не только демонстрации этого оружия Азербайджаном, но и диалога, который МИД Армении ведет по этому поводу со словацкой стороной еще с прошлого года.
По мнению экспертов, Словакии могут быть предъявлены международные обвинения. Между тем, эта страна готовится принять в 2019г. председательство в ОБСЕ и даже создала штат спецпосла для Южного Кавказа…