С начала этой недели более 200 жителей квартала Нати города Егварда в Котайкской области заблокировали автомагистраль Егвард-Ереван, проводя акцию протеста против строительства компанией “Армойл” нефтеперерабатывающего завода в этом регионе. Вместе с егвардцами в блокировании автомагистрали участвовали и работники цеха по изготовлению сухофруктов, который может оказаться по соседству со строящимся предприятием. Работники опасаются, что из-за выбросов завода цех закроется, а сами они потеряют работу.
Ситуация накалилась настолько, что к протестующим прибыл генеральный директор компании “Армойл” Альфред Абеди, попытавшийся хоть как-то успокоить людей и заверить их, что новое предприятие не будет причинять вред окружающей среде и, соответственно, жителям квартала Нати. На заводе не будет осуществляться процесс сжигания, а значит, не будет и выбросов, успокаивал бизнесмен, поясняя, что здесь предусмотрено организовать только производство автомасел и битума. Но егвардцы были непреклонны.
Жителей ввели в заблуждение
Впрочем, история эта не нова. Акции протеста жители квартала Нати начали еще осенью прошлого года, объясняя тем, что деятельность завода может привести к экологической катастрофе на прилегающих территориях. Написали даже открытое письмо, в котором говорилось, что нефтеперерабатывающее предприятие строится в обход законов и без разрешения, но беспрепятственно,
“И тому есть объяснение: владельцем земельного участка является известный влиятельный бизнесмен Гагик Царукян, а зять последнего — губернатор Котайка Карапет Гулоян”, — отмечали в то время жители Егварда.
Сам же гендиректор “Армойл” считает, что людей ввели в заблуждение, поскольку возглавляемая им компания не намерена строить нефтеперерабатывающий завод, а всего лишь предприятие по переработке нефтепродуктов.
“Я был бы очень рад, если бы Армения имела возможность перерабатывать нефть. Но такой возможности здесь нет, поэтому заниматься этим видом деятельности никто не сможет. Жителям Егварда просто дают неверную информацию, даже от моего имени некоторые сайты пишут ложные сведения, мол, вреда людям не будет, пострадают только деревья, — представил в беседе с нами свою версию происходящего г-н Абеди. — Поэтому хотел бы особо подчеркнуть, что мы не собираемся производить какие-либо вредные вещества, способные хоть как-то оказать негативное влияние на окружающую среду. Более того, наше производство, по европейским стандартам, считается зеленым производством, а мы со своей стороны требуемые нормы соблюдаем и имеем все необходимые разрешения”, — пояснил наш собеседник.
Бизнес с чувством патриотизма
На самом деле, основанное в конце 2013 года ЗАО “Армойл” планировало еще в сентябре 2016 года запустить новый завод в Егварде Котайской области, который будет производить машинное масло и гудрон, создав при этом свыше 150 рабочих мест. Но планы — планами, а реальность — реальностью, особенно армянская. Помню первую встречу с гендиректором “Армойл” Альфредом Абеди еще в начале 2016 года, когда он воодушевленно рассказывал о предстоящем старте предприятия, производственные мощности которого на начальном этапе должны были составить 15 тыс. тонн машинного масла и 6 тыс. тонн гудрона в год. И это была лишь часть комплексной программы компании, общий объем инвестиций которой предусматривался на уровне 35 млн долларов.
На заводе, площадь которого должна была составить 5 тыс. кв. м с дальнейшим расширением до 15 тыс. кв. м, планировалось построить также подземные и наземные базы, которые необходимы для хранения 20 тысяч тонн продукции. Плюс дизельного топлива, битума и сырья для производства различных масел: моторных, компрессорных, тормозных жидкостей и т.п. Уже с момента старта предприятия предусматривались довольно большие объемы производства, поскольку компания намеревалась реализовывать продукцию не только на армянском, но и зарубежном рынках. Благо, у компании имеется наработанная огромная клиентская база за счет богатого опыта работы основателя “Армойл” — иранского предпринимателя армянского происхождения Генрика Тер-Гукасяна, имеющего заводы, суда и транспортные средства в Иране, ОАЭ и др. странах.
“Одним словом, все, что необходимо для переработки нефти и перевозки продукции. Но главное его желание было в том, чтобы применить свой опыт и наработки на исторической родине, создав узнаваемый во всем мире армянский бренд, — рассказал г-н Абеди. — Ведь на фоне его деятельности по всему миру и при наличии стольких заводов, армянский рынок с его небольшими размерами особого интереса вызвать не мог. Во всей стране проживает столько людей, сколько живет лишь в двух кварталах столицы Ирана. Здесь даже сравнивать нечего. Просто было чувство ответственности перед родиной: привнести новую культуру ведения бизнеса, довести уровень производства до международных стандартов, создать рабочие места”.
Понятно, что и бизнес-интересы присутствуют в этом инвестиционном проекте. После старта производственных мощностей в Егварде “Армойл” планирует экспортировать продукцию и на рынок ЕАЭС, в частности, Казахстан и Беларусь, где наблюдается высокий спрос на машинные масла. Наличие завода в Армении позволит осуществлять экспорт на гораздо более привлекательных условиях (как в плане растаможки, так и транспортировки), нежели из того же Дубая, где у учредителя “Армойл” также действует нефтеперерабатывающий завод.
Новый старт с расширением
Кстати, наш собеседник — гендиректор “Армойл” Альфред Абеди — тоже является одним из представителей диаспоры. Он родился, вырос и получил образование в Тегеране, а в Армению переехал с семьей несколько лет назад. На мой вопрос, не сожалеет ли он об этом, столкнувшись с армянскими реалиями ведения бизнеса, г-н Абеди не задумываясь ответил:
“Нет. Более того, всех своих знакомых и друзей за рубежом я постоянно призываю основать бизнес в Армении. Если не мы, так кто же? А сложности есть везде, и бояться их не надо”, — полагает он.
Что касается армянского завода, то если раньше предполагалось построить в Егварде только предприятие по производству моторных, компрессорных масел, тормозных жидкостей и т.п. на территории около 5 тыс. кв. метров, то сейчас, в соответствии с дополненной инвестпрограммой, почти в шесть раз (до 28 тыс. кв. метров) расширилась общая площадь. На этой территории строятся сразу несколько заводов, которые обеспечат всю цепочку производства, в том числе, и тару для масел.
“Идея в том, чтобы производимый нами продукт был полностью армянским. В будущем мы, возможно, будем производить по лицензиям известных мировых брендов сферы. А у них жесткие требования по соблюдению принятых международных стандартов. К примеру, подобное производство должно иметь озелененную территорию как минимум в 2,5 тыс. кв. метров. Сейчас у нас уже выделено для этих целей порядка 3 тыс. кв. метров. Подобных требований имеется множество, и мы решили с самого начала им соответствовать, чтобы потом суметь экспортировать свою продукцию. Тем более, что более 80% нашего производства будет нацелено именно на рынки Европы, ЕАЭС и др. стран”, — с постепенно угасающим энтузиазмом делится планами на будущее наш собеседник.
Он искренне надеется, что местные жители наконец-то осознают — учредители компании не стремятся сделать ничего плохого в Армении. Наоборот, новое предприятие внесет огромную лепту в экономическое развитие этого региона, создав заодно сотни дополнительных рабочих мест.