Категории: Регион

Решающий голос принадлежит Арцаху

В Брюсселе сегодня, 11 июля, начнет свою работу двухдневный саммит НАТО, в котором примут участие высокопоставленные делегации 29 стран-участниц альянса, а также государств-партнеров.

Всего — до 60 делегаций из разных стран. В том числе Армении, которая была приглашена на саммит в ряду других государств, вносящих свой вклад в миссию “Решительная поддержка” в Афганистане.

Премьер-министр РА Никол Пашинян после некоторых раздумий принял решение принять участие в саммите.

Причина колебаний кроется в ранее сделанном заявлении премьера — “если не будет ничего экстраординарного, связанного с текстом заявления Саммита, то мое участие в саммите НАТО, безусловно, обязательно, надеюсь, что все формулировки в тексте будут сбалансированными”.  Будучи членом Организации Договора о коллективной безопасности, Армения, проводя политику комплементаризма, уже 25 лет успешно сотрудничает с Североатлантическим альянсом. Она активно участвует в программе НАТО “Партнерство во имя мира”, внося наряду с другими странами-партнерами по НАТО свой вклад в европейскую безопасность; армянские миротворцы участвуют в операциях НАТО в Афганистане и Косово; в рамках Плана действий индивидуального партнерства не только сотрудничает с НАТО в оборонной сфере, но и проводит регулярные консультации со странами-членами Альянса по вопросам правового государства, “прозрачности” реформ, противодействия терроризму и борьбы с коррупцией; НАТО помогает Армении в достижении целей реформ, проводя целенаправленные консультации и оказывая конкретное содействие; армянские военные проходят подготовку в военных вузах ряда стран-членов НАТО, а также время от времени участвуют в учениях НАТО. Альянс заинтересован в углублении отношений с Арменией и готов помочь правительству Пашиняна в расширении начатых реформ. “Я безоговорочно уверен, что после произошедшей в Армении смены власти наше стабильное сотрудничество продолжится”, — сказал радио “Азатутюн” заместитель помощника генерального секретаря НАТО по политическим вопросам Джеймс Аппатурай. “Прежде всего, я хотел бы отметить, что мы направили поздравительное послание новому премьер-министру, и я считаю, что Армения намерена продолжить установленное на протяжении многих лет крепкое сотрудничество с НАТО. Мы приветствуем вклад Армении в миротворческие миссии в Афганистане и на Западных Балканах. Армения действительно сыграла очень важную роль, и мы это признаем”, — сказал Аппатурай.

Однако, как отметил на своей странице в Facebook председатель Постоянной комиссии НС Армении по внешним отношениям, зампредседателя Республиканской партии Армен Ашотян, “надо помнить, что НАТО — это не только сборная Запада во главе с США, но и Турция, которая по разным каналам неизменно препятствовала решению вопросов, относящихся к Армении”. По его словам, Армения всегда получала приглашения на саммиты, но редко их принимали, учитывая выражаемую в итоговых документах саммитов этой структуры позицию по региональным конфликтам, где не дифференцировались замороженные конфликты, и, как правило, преимущество давалось территориальной ценности региона. “Совершенно очевидно, что карабахский конфликт в корне отличается от всех остальных. Для нас неприемлема геополитическая спекуляция этим вопросом и императив территориальной целостности в позициях НАТО. С учетом всего этого, думаю, что следует дифференцировать вопрос участия Армении в предстоящем саммите и важность обсуждения отношений с ЕС после смены власти”, — отметил Ашотян.

Армения по меньшей мере дважды отказывалась от участия в саммитах НАТО из-за текста декларации, в которой в качестве решения карабахской проблемы упоминались только территориальная целостность, без принципов права на самоопределение и неприменения силы. Как правило, с подобной инициативой выступает Турция с понятной целью закрепить еще в одном международном документе позицию Азербайджана. В резолюции июньского саммита 2016г., состоявшегося после отражения Арменией апрельской агрессии Азербайджана и заявления тогдашнего президента РА Сержа Саргсяна о праве Арцаха на самоопределение и о Венских договоренностях о внедрении механизмов расследования инцидентов и расширении офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ, упоминания об Арцахе не было, остался лишь общий призыв к уважению территориальной целостности и мирному разрешению конфликтов.

Означает ли решение Пашиняна поехать в Брюссель, что Ереван получил гарантии, что в итоговом коммюнике саммита не будет формулировок, противоречащих интересам Армении, пока трудно сказать. Но вполне вероятно, что внесенная Турцией в натовские саммиты традиция будет сломлена. Во-первых, приветствием НАТО произошедших в Армении изменений. Во-вторых, проведением в эти же дни в Брюсселе по инициативе сопредседателей Минской группы ОБСЕ — Игоря Попова (Россия), Стефана Висконти (Франция) и Эндрю Шофера (США) первой после армянской “бархатной революции” встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана Зограба Мнацаканяна и Эльмара Мамедъярова. Однако это, пожалуй, может быть единственным прогрессом, поскольку по самому процессу урегулирования ожидать от этой встречи какого-либо прорыва не приходится.  По словам главы МИД Армении, стороны сейчас находятся “на этапе повторного вовлечения в переговорный процесс” и что сейчас необходимо определить, какими будут следующие шаги. “Я очень осторожен в формулировках, потому что для меня в методическом плане очень существенно обеспечить процесс вовлечения. Мы заявили основные принципы — приверженность исключительно мирному урегулированию конфликта, в рамках МГ ОБСЕ, создание атмосферы, способствующей урегулированию, проведению переговоров в естественном русле”, — сказал министр в интервью телеканалу “Шант”, отметив, что он находится в непосредственной связи с сопредседателями, которые непосредственно ведут переговоры или оказывают содействие в этом процессе.

Мнацаканян подчеркнул, что для Армении есть два важнейших вопроса в переговорном процессе — статус и безопасность Арцаха: “Это тот вопрос, вокруг которого мы пытаемся найти то, что называется взаимной уступкой. Естественно, если мы идем на мирное урегулирование, в его основе заложены взаимные уступки. Не может одна сторона получить все, а другая сторона — не получить ничего, или же больше или меньше. Смысл переговоров в том, чтобы стороны вышли из переговоров удовлетворенными, чтобы могли быть уверенными в том, что взаимные уступки наилучшим образом отражают цели той или другой стороны. В нашем случае самыми важными являются вопросы статуса и безопасности, которые лежат на столе переговоров”.  При этом глава МИД Армении подчеркнул, что Арцах является основной стороной переговоров, и именно за ним должен быть решающий голос. “О чем бы Армения ни договорилась, без голоса Карабаха урегулирование не будет естественным, урегулирование не будет прочным и долгосрочным. Голос Карабаха чрезвычайно важен, этот принцип был и остается в повестке дня”, — сказал он.

Именно этот факт буквально выводит из себя официальный Баку, для которого возвращение Арцаха за стол переговоров означает провал его “генеральной линии” по обвинению Армении в “территориальных притязаниях и оккупации”. Глава пресс-службы МИД АР Хикмет Гаджиев заявил, что Баку не приемлет “изменения формата переговоров”, а его шеф Эльмар Мамедъяров завел старую шарманку про вывод армянских войск из “оккупированных территорий Азербайджанаа”, повторив ранее уже высказывавшуюся странную фразу: “Если пришедшие к власти в Армении новые силы будут проводить политику здравого смысла, то в урегулировании конфликта можно добиться подвижек. Если же и они пойдут по пути режима Саргсяна, то их ждет та же участь”. Лишь последующее заявление Ильхама Алиева раскрыло смысл этого, с позволения сказать, маразматизма. Оказывается, “бархатной революцией” Армения “обязана Азербайджану”. “Я хочу сказать, что есть и наша роль в изгнании с политической арены в Армении режима Сержа Саргсяна. …Политика изоляции, которую мы проводим в отношении Армении, оправдывает себя, и мы будем продолжать эту политику”, — заявил Алиев, от которого азербайджанское общество уже не одно десятилетие просто мечтает избавиться, но не знает, как, и, как свидетельствуют записи в азербайджанском сегменте соцсетей, с завистью взирает на процессы в Армении. Было бы просто здорово, если бы Ильхам Гейдарыч помог собственному народу избавиться от самого себя.

Но это — головная боль и дело граждан Азербайджана. И к Арцаху отношения не имеет. Как, впрочем, и сам Азербайджан.

 

 

Статья опубликована 11 июля, 2018 11:18

Гаянэ Мовсесян

Последние записи

Как найти грузоперевозчика в Армении

Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…

31 мая, 2023

Командующий 3-м армейским корпусом представил ситуацию на северо-восточном участке границы: она относительно стабильна

Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…

31 мая, 2023

Демократия — основной бренд Армении: Никол Пашинян

Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…

31 мая, 2023

США ожидают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана в Кишиневе будет конструктивной

США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…

31 мая, 2023

Акоп СЕРОБЯН: «Пока мы удачно продвигаемся к цели»

Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…

30 мая, 2023

Секретарь Совбеза Армении провел встречу с советником федерального канцлера Австрии по внешнеполитическим вопросам

Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…

30 мая, 2023