Европейский, французский и армянский офисы Армянского общего благотворительного союза (AGBU Europe, UGAB France, AGBU Armenia) в сотрудничестве c компанией “Музыканты для музыкантов” (Musicians for Musicians) провели очень важное мероприятие, которое станет серьезным стимулом для дальнейшего развития талантливых музыкантов Армении.
Был объявлен конкурс для учащихся струнных отделений музыкальных учебных заведений республики по четырем возрастным группам (до 10 лет, 11-15 лет, 16-20 и 21-25 лет). Прослушивания прошли 25 и 26 июня в зале AGBU Армения, в которых приняли участие 48 детей и молодых талантов. Победители получили призы (25 денежных премий), а также возможность получить в свое пользование музыкальные инструменты (числом 15) сроком на один год. Торжественная церемония награждения победителей состоялась 27 июня.
В состав жюри конкурса вошли известные музыканты — как наши соотечественники, так и зарубежные исполнители: скрипач Эдуард Тадевосян (Армения), виолончелист, президент Musicians for Musicians Севак Аванесян (Бельгия), виолончелистка Лилит Курдиян (США), скрипач Иосиф Иванов (Болгария/Бельгия), скрипачка Астхик Варданян (Армения), пианист Кристиан Эрбслоу-Папазян (Германия/Франция), а также президент AGBU Europe Надя Горцунян.
По итогам конкурса “РА” встретилась с членами жюри конкурса Лилит Курдиян и Севаком Аванесяном. Лилит работает в частной музыкальной школе в Нью-Йорке, преподает камерную музыку и теорию, дает частные уроки виолончели, а Севак занимал должность концертмейстера Национального оркестра Бельгии, а вот уже год занимается сольной карьерой, играет камерную музыку с ведущими музыкантами Европы.
Как отметила Лилит Курдиян, ее сотрудничество с Севаком началось с ее приезда в Армению спустя 10 лет — в мае этого года, в рамках участия во Всеармянском оркестре.
— Здесь я познакомилась с Севаком и узнала о его проекте Musicians for Musicians, идея которого заключается в том, чтобы привезти сюда инструменты и струны, устроить конкурс, после которого талантливые музыканты, нуждающиеся в инструментах, получат их во временное пользование, На этот конкурс были привезены четыре виолончели, два альта, семь скрипок с моей стороны, 10 скрипок из Европы, 25 смычков, скрипичные, контрабасные и виолончельные струны очень известной фирмы Pirastro, а также мобильное приложение Dakapp. Последнее можно скачать на телефон и смотреть мастер-классы и концерты мировых музыкальных величин. Дети-участники конкурса смогут год бесплатно пользоваться приложением. Я сама бы с удовольствием им пользовалась, настолько это прекраное и нужное музыканту приложение.
Для нас очень важны следующие моменты: чтобы было на чем играть, и чтобы дети с малых лет слышали правильное звучание, чтобы ребенку правильно поставили руки — не учить его хорошо играть на плохом инструменте, а чтобы был правильный смычок и хороший инструмент.
В свою очередь Севак Аванесян рассказал, что этот проект, можно сказать, начался с контрабаса. В 2016 году, когда началась апрельская война, он и его коллеги в Бельгии дали концерт и вырученные средства отправили в Арцах.
— Стал думать, как еще помочь в рамках своей профессии. Позвонил в Арцах, узнал, что музыкальной школе нужен контрабас. Собрали деньги на этот инструмент и создали компанию Musicians for Musicians. На данный момент мы уже подарили 2 канона в Гюмри, а также инструменты учебным заведениям Еревана, Эчмиадзина, Арцаха. Кстати, после проведения конкурса в Ереване, 28-29 июня с членами проекта Musicians for Musicians мы находились в Арцахе. Здесь, в Музыкальном колледже им. Саят-Новы Степанакерта прошел концерт классической музыки, в рамках которого выступили я, Лилит, Иосиф Иванов, Астхик Варданян.
В степанакертском колледже конкурс мы не проводили: выступили с концертом, Лилит провела мастер-классы, и мы подарили школе инструменты для самостоятельного распределения. Кроме этого, в Арцахе к нам присоединился наш друг, балерон Давид Варданян из Гонконга, который приехал и провел мастер-класс в степанакертском хореографическом колледже. Хочу также отметить один нюанс — почему мы даем инструменты во временное пользование. Дети растут, и тем, кому, например, нужен инструмент три четверти, на будущий год он уже не пригодится. Потом кто-то перестает заниматься музыкой, бросает ее. Потом ведь приходят новые дети, и им тоже нужны хорошие инструменты. Но, если ребенок будет на нем прекрасно играть и в будущем, мы можем оставить инструмент ему навсегда. Вот у нас был конкретный момент: один инструмент-скрипку, мы привезли конкретной девочке, которой 8 лет, но это было безоговорочное решение. Она просто замечательная, и там такие перспективы…Это проект, который будет иметь продолжение: мы будем следить за развитием детей и их успехами, и в будущем году проведем аналогичные прослушивания. Очень важно, что этот проект делаем мы — музыканты, люди, знающие, что нужно другим музыкантам.