Основная причина того, что пчелиные семьи не только у нас, но и в Арцахе не обеспечивают рост, кроется, по мнению председателя Национального общества пчеловодов Армении Тельмана Назаряна, в отсутствии необходимых средств для лечения и профилактики болезней пчел, а также специалистов, занимающихся лечением насекомых.
Одно из самых опасных заболеваний на пасеке — это нозематоз пчел. Также пчеловоды сталкиваются с такой проблемой, как септицемия пчел. Наш собеседник с горечью говорит о нынешнем катастрофическом состоянии пчеловодства в Армении. По его словам, отсутствие профилактического лечения пчел приводит к излишней потере пчелами энергии, а впоследствии и к быстрой гибели пчелосемьи.
— В чем же, собственно, дело? Какова причина оскудения отечественного пчелохозяйства? — спрашиваю у него.
— Ежегодно одно и то же количество пчел погибает из-за неправильного лечения, а пчеловодам не остается ничего, кроме как восстанавливать их популяцию. Дело в том, что лабораторные возможности у нас в стране очень слабые: они не позволяют выявить и диагностировать разновидность заболевания. Более того, нет лабораторных условий и для того, чтобы правильно выбрать то или иное лекарство для пчел. Пчеловодство в Армении развивается стихийно и не основывается на научных исследованиях, — поясняет глава Национального общества пчеловодов, возглавляющий эту организацию уже 18 лет. — Лечение пчел химическим путем довело местную сферу пчеловодства до катастрофического состояния. Да и вообще, армянское пчеловодство ныне, по сути, бесхозное, лишенное какого-либо государственного внимания.
Скажем “нет” химическому лечению
Пчеловодство у нас фактически держится на энтузиазме пчеловодов, продолжает наш собеседник. В советский период перед Арменией стоял план обеспечивать прирост пчел на 30-35% в год. Сейчас же пчеловодам едва удается сохранять численность популяции на определенном уровне. Вот и получается, что за последние 25 лет в стране не было зафиксировано практически никакого развития в этой сфере. И еще один показатель: ежегодно с одной пчелиной семьи в Армении добывается около 7-10 кг, при том, что в СССР тот же показатель составлял 30-40 кг.
— Пчеловодством в Армении занимались с незапамятных времен. Увы, правительство давно забыло об этой отрасли сельского хозяйства, — с сожалением констатирует пчеловод.
Из-за проблем, связанных с химическим лечением пчел, сводятся на нет и все усилия по экспорту отечественного меда на рынки Евросоюза. Потому что в ЕС действуют довольно жесткие правила относительно экологически чистых продуктов, которым нужно соответствовать.
Несколько лет назад Общество пчеловодов заключило договор на приобретение оборудования для получения активированной воды (ионизированной, серебряной, медовой). Активированную воду использовали в экспериментальных хозяйствах Общества пчеловодов, зафиксировав, уверяет г-н Назарян, отличные результаты как в плане предотвращения заболеваний пчел, так и получения экопродуктов пчеловодства.
Эти продукты используются во всем мире в сфере медицины для восстановления здоровья людей. Например, с помощью воды, обогащенной ионами серебра, в пчелосемьях исчезает более 75 видов микробов, благодаря чему уже нет необходимости в их химическом лечении. Не говоря уже о том, что тем самым можно увеличить объем получаемого меда в расчете на одну пчелосемью примерно на 7 кг. Поэтому это направление надо серьезно развивать, полагает эксперт.
Однако Национальное общество пчеловодов не является организацией, преследующей прибыль, а Технологическая Академия Армении, с которой сотрудничает организация, не может бесплатно раздавать подобные продукты пчеловодам. Здесь, конечно же, необходимо содействие государства. Впрочем, вся пчеловодческая отрасль в этом нуждается. В том же Eвросоюзе, к примеру, пчеловоды получают значительную финансовую поддержку. Это касается затрат на ветеринарное обслуживание, приобретение лекарств и препаратов для лечения пчел, а также на приобретение пчелосемей и необходимого инвентаря.
— Развитие пчеловодства требует незначительных затрат, обеспечивая взамен колоссальные доходы, — уверяет г-н Назарян.
Потеря ориентации
В свое время им была разработана технология, позволяющая получать больше маточного молочка. Это очень дорогой продукт, поскольку вырабатывается в ограниченных количествах. Если бы на государственном уровне была оказана поддержка для приобретения необходимого оборудования и массового внедрения этой технологии по всей Армении, то прибыли в сфере пчеловодства могли бы вырасти в разы.
Накопившихся в сфере проблем достаточно много. Вредят пчеловодству также и устаревшие базовые станции сотовой связи, поскольку из-за излучения станций пчелы теряют свои ориентиры, не могут найти дорогу обратно в ульи и гибнут.
— В Армению, которая в Европе считается страной третьего мира, в свое время завезли старые европейские станции, работающие на частотах 300-800 мегагерц. Количество пчел в Европе за последние 15 лет, когда там работали такие станции, сократилось до 30%. Теперь пчеловодство в Европе начало снова процветать, поскольку там уже установлены станции, работающие на частотах 800 -1200 мегагерц, — обрисовал ситуацию председатель Общества пчеловодов.
В России, по его словам, для решения этой проблемы, перед сотовыми компаниями поставили следующее условие: вы будет работать только в том случае, если используете частоты 800 -1200 мегагерц. Для нивелирования рисков в Армении необходимо хотя бы поменять частоты базовых сотовых станций и снизить их мощность в тех зонах, где развивается пчеловодство.
Есть, однако, и другое мнение на этот счет. Многие ученые утверждают, что мобильники тут ни при чем, а всему виной появление пестицидов нового типа. Эти вещества разбрызгивают для борьбы с вредителями. Но химикаты не различают, полезное насекомое или нет, и на всех действуют одинаково. А именно — поражают нервную систему. Препарат лишает пчел системы навигации, то есть они улетают из улья на поля, а потом не могут найти дорогу домой.
Не будет пчел — исчезнут и люди
Как бы то ни было, армянский мед по-прежнему ценится повсюду, отличаясь своим высоким качеством и полезными свойствами. И, если пчеловоды будут корректно использовать химические лекарства для пчел, диастазное число производимого ими меда составит 40 единиц, милетин пчелиного яда — 55%, что является беспрецедентным в мире из-за уникальности армянской дендрофлоры, позволяющей пчелам собирать нектар с более чем 600 видов растений, большая часть которых — лечебные.
— Мы изучили опыт многих стран в сфере пчеловодства. И надо сказать, что там, где имеет место государственное содействие, отрасль развивается высокими темпами. В той же Чехии, к примеру, были утверждены множество законодательных актов, касающихся развития пчеловодства, которое к тому же в этой стране застраховано. При необходимости со стороны нашего Общества можем застраховать отечественную пчеловодческую отрасль, увеличивая ее производительность в среднем на 30-35%. Наш призыв к властям — не игнорировать сферу. Ведь пчеловодство является многопрофильным направлением, имеющим экологическое, сельскохозяйственное и лечебное значение. Как говорил в свое время великий Эйнштейн: не станет пчел, через четыре года исчезнут и люди, — завершил беседу председатель Национального общества пчеловодов Армении.