В этом году фильм был включен в конкурсную программу Берлинского международного кинофестиваля, а права на показ были приобретены почти 30 странами. Картина на фестивале взяла две награды: “Серебряного медведя” за выдающиеся достижения в области киноискусства (художник-постановщик Елена Окопная) и Приз независимого жюри газеты Berliner Morgenpost.
Ноябрь 1971 года, Ленинград. Город, покрытый белесым туманом, готовится отмечать очередную годовщину революции. Пронизывающий холод и снег как бы подчеркивают “праздничность” настроения Довлатова. “Закончились 60-е с их оттепелью, настали заморозки, и если ты не состоишь в Союзе писателей и тебя не публикуют, то тебя не существует”. С этих слов главного героя начинается картина, очень реалистично отобразившая период брежневского застоя, где многим, не разделяющим “генеральную линию партии” талантам, просто не было места. Среди них два друга — будущий лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский и Сергей Довлатов. Последний — молодой писатель, вынужденный подрабатывать журналистикой, писать о “заводах и пароходах”, в то время как рукописи его произведений постоянно отвергают журналы и издательства. Довлатов мечется как в замкнутом круге: его не печатают, потому что он не состоит в Союзе писателей и не берут в Союз, потому что нет публикаций. Не ладится и в семье — с женой Сергей разводится, а дочка Катя мечтает о немецкой кукле, на которую у отца денег нет. Что бы сделал “нормальный” советский человек? Занял бы деньги или написал требуемый духоподъемный материал про какого-нибудь рабочего и получил гонорар. Вместо этого Довлатов ходит по богемным тусовкам и спрашивает, где можно купить куклу. А ведь все просто: куклы продаются в игрушечных магазинах… Фильм о нескольких днях из весьма безысходной и рутинной жизни парня, который, со временем эмигрировав в США, станет великим русским писателем, любимцем миллионов. Фильм о нашем всемирно известном соотечественнике, который нужно обязательно посмотреть…
22 июня делегация во главе с кинорежиссером Алексеем Германом-младшим была гостем Министерства культуры Армении, где встретилась с заместителем министра культуры Ваге Будумяном. Поприветствовав гостей, замминистра культуры поблагодарил Алексея Германа-младшего и весь коллектив за создание фильма, рассказывающего о писателе Довлатове: “Благодаря фильму поколения не только узнают о Довлатове, но и его наследии и довлатовских временах. Я также очень рад, что армянская премьера фильма “Довлатов” состоится в рамках XV Ереванского международного кинофестиваля “Золотой абрикос”, чего с большим нетерпением ждет вся Армения”.
“Для нас очень приятно посетить Армению: мы горячо любим Ереван, а потому мы тоже очень рады, что фильм будет показан здесь. Я придерживаюсь мнения, что этот фильм — своеобразный культурный диалог”, — отметил Алексей Герман-младший, и добавил, что планируемый показ картины в более чем 30 странах очень важен не только с художественной, но и познавательной точки зрения.
В плане последнего стоит особо отметить достоверно представленную атмосферу и обстановку 70-х годов прошлого века, а также мастерство режиссера, великолепную операторскую работу, диалоги, тонко передающие иронию и тонкий юмор, присущие Довлатову. В картине занят интересный актерский состав: серб Милан Малич (Довлатов), показавший прекрасную актерскую игру, а также популярные актеры Данила Козловский, Светлана Ходченкова, польская актриса Хелена Суецка, Антон Шагин и другие. И еще пару интересных фактов. До начала съемок картины продюсеры проекта заказали всероссийский соцопрос: “Нужен ли фильм про Довлатова?”. 28,6 % респондентов сказали “да”. Причем большинство из них — молодые люди, студенты и учащиеся старших классов. Кроме этого, собственный мини-опрос на улицах Петербурга провела и команда Алексея Германа-младшего. Зачастую респонденты не просто отвечали “да”, но и признавались в своей большой любви к писателю.
Сам Довлатов писал : “Творчество — как борьба со временем. Победа над временем. То есть победа над смертью”. Он рано ушел из жизни, но победил время: и не принимающую и непонимающую его брежневскую эпоху, и наш стремительный XXI век. Его ироничная проза актуальна как никогда, любима многими, и что самое важное — молодым поколением. Своим творчеством он сделал то, что говорил — одержал победу над смертью.