Очень возможно, что на предстоящих внеочередных парламентских выболрах будем голосовать без ручек. Но это весьма предварительное предложение, пунктик в реформе Избирательного кодекса в рамках общих представлений кардинальных изменений избирательного законодательства, ставшего крайне необходимым после смены власти для проведения внеочередных парламентских выборов.
Судя по заявлениям членов рабочей группы, занятой реформированием Избирательного кодекса, предполагается, что в проекте документа найдет место пункт, согласно которому в кабинках для голосования не будет ручек, избиратель не будет делать пометок на бюллетене, а просто положит бюллетень предпочтительной партии или блока в конверт и бросит в урну.
По поводу ручек. Долгие годы именно они становились темой жарких споров после каждых общегосударственных выборов: какого цвета пастой голосовала армия. И каждый раз оппозиция пыталась доказать, что армия или отдельные воинские части голосовали пастой не синего, а зеленого цвета (почему командиры оказывались столь беспечны в вопросе цвета — иной вопрос), то есть армия использовалась в интересах властей, якобы военнослужащим давали бюллетени с заранее сделанными пометками.
Это новшество — разумеется, если оно будет принято, — нацелено на устранение таких подозрений. Конечно, новый метод этот создаст дополнительные сложности для избирателей, не слишком быстро ориентирующихся в ситуации. Но оставим это на обсуждение рабочей группы.
Уже известно, что решением Никола Пашиняна комиссию по реформированию Избирательного кодекса при премьер-министре возглавит первый вице-премьер Арарат Мирзоян. Секретарем же комиссии уже назначен координатор программ общественной организации “Союз информированных граждан” Даниел Ионнисян. Цель комиссии — разработать концепцию реформы избирательного законодательства, обеспечить общественные обсуждения по концепции и представить премьер-министру конкретные законопроекты. Комиссия уже приступила к работе, на днях состоялось первое ее заседание.
В свою очередь, фракции Национального Собрания выступили с совместным заявлением, тоже создали рабочую группу (по три человека от каждой фракции) и с 4 июля примкнут к разработке проекта реформ избирательного законодательства.
Излишне говорить, что готовящийся документ пройдет скрупулезнейший анализ в Венецианской комиссии, предложения и заключения которой, как правило, учитываются при составлении окончательного варианта. Заметим, что Венецианская комиссия после последних реформ избирательного законодательства сочла весьма спорным положение о рейтинговой избирательной системе. Но как ни боролась оппозиция за устранение ее — Республиканской партии Армении удалось сохранить в документе эту систему, которая и со стороны политических сил, и общества все это время рассматривалась не иначе, как вариант мажоритарной системы. При том, что в Конституции страны однозначно зафиксировано: парламентские выборы в Республике Армения проводятся по пропорциональной системе — по партийным спискам.
Похоже, сторонникам рейтинговой избирательной системы на этот раз не удастся сохранить свое детище — изменилась конфигурация политических сил в парламенте, инициатива реформирования ИК в основном направлена именно на устранение этой системы, хотя все политические силы, получившие парламентское представительство в меру своих возможностей сполна воспользовались ею на парламентских выборах 2017 года.
По поводу внеочередных выборов. В программе правительства отмечена целесообразность их проведения в течение года. А премьер-министр пояснил — чтобы все партии имели возможность подготовиться к ним. Последнее же возможно только в том случае, когда для всех акторов политического поля станут известны правила игры — какой Избирательный кодекс у нас будет.
Премьер-министр также заявил, что бизнес должен быть дифференцирован от политики. Но каким образом? Должна ли быть эта чрезвычайно важная идея закреплена в ИК? Дабы бизнесмены (речь идет о крупных) отныне не имели права создавать, возглавлять и финансировать собственные партии, участвовать в выборах и иметь если не первую, то хотя бы вторую по численности фракцию. Если бизнесмену будет заказана дорога в политику, на кой черт ему содержать многочисленную партию. В конечном счете для лоббинга собственных бизнес-интересов можно нанимать отдельных депутатов, как принято во всем мире. Дешевле получится.
Так что по части вышеупомянутого заявления премьер-министра Никола Пашиняна некоторым нашим крупным бизнесменам, давно сросшимся с политическим полем, придется серьезно подумать. Напомним, что ст. 95. Конституции РА гласит: “Депутат не может занимать не обусловленной своим статусом должности в других государственных органах или органах местного самоуправления какой-либо должности в коммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, образовательной и творческой работы”. Она даже озаглавлена соответствующим образом: “Несовместимость депутатского мандата”. Комментарии, как говорится, излишни.
И если премьер-министр в этом вопросе также проявит принципиальность и последовательность — политическое поле ожидают серьезные перемены, многие его акторы встанут перед выбором — бизнес или политика. Два в одном уже не получится.
Между тем, начиная с 1995 года, после принятия первой Конституции РА лишь отдельные депутаты-бизнесмены представили в парламент декларацию о передаче собственного бизнеса в управление той или иной кампании. Остальные молчали, а для безопасности мандаты держали в карманах. Но, как показали последние события, даже он не является гарантом неприкосновенности.
Гарант, конечно, законы и нерепрессивная система управления, и есть надежда, что когда-то Армения доживет и до этого.
В истории независимой Армении бизнесмены всегда были опорой крупных, как правило, властных партий как в финансовом плане, так и обеспечения голосов на выборах. Будет ли возможно одним махом покончить с этим явлением — пока не ясно. И возможны ли в Армении подобные радикальные перемены одними лишь законодательными реформами?
Что касается готовности партий к внеочередным выборам — на наш взгляд, на сегодняшний день ни одна из ведущих политических сил к этому не готова. Разумные сроки — 10-11 месяцев, и с этим, кажется, согласны партии, претендующие на парламентское представительство, ибо несогласия относительно сроков пока никто не высказывает.