Столь скудная информация о встречах международных посредников с премьер-министром РА Николом Пашиняном, главой МИД Зограбом Мнацаканяном, министром обороны Давидом Тонояном, естественно, порождает массу вопросов, на некоторые из которых министру иностранных дел пришлось отвечать в Национальном Собрании. Депутата от Республиканской партии Армена Ашотяна, в частности, интересовало, подняла ли армянская сторона вопрос о новых переговорных подходах, в частности, о новой стратегии Армении привлечь Арцах в качестве переговорной стороны, о накоплении вооруженных сил Азербайджана в Нахиджеване и на линии соприкосновении между Арцахом и Азербайджаном и какой была реакция сопредседателей. В ответ глава МИД РА Зограб Мнацаканян сообщил, что все эти вопросы во время встречи были озвучены. “Мы уже четко констатировали приоритеты правительства во внешнеполитической повестке дня, где Арцах имеет очень четкое место. Мы выразили свою позицию относительно нашей последовательности, которая касается преемственности нашей политики в отношении Арцаха. Мы выразили наш приоритет, который касается исключительной важности статуса и безопасности Арцаха в переговорном процессе. В настоящее время мы находимся на стадии вовлечения в переговоры. Визит Минской группы был ознакомительным, мы обменялись мнениями, выслушали позиции друг друга”, — сказал министр. Он отметил, что армянская сторона придает особое значение установлению атмосферы мира, чему противоречат действия противника. “Мы подчеркнули, что факт гибели военнослужащего в результате выстрела противника на линии соприкосновения в последние дни оказывает негативное влияние на переговорный процесс по формированию атмосферы мира. Мы сказали, что это не может остаться незамеченным и не повлиять на наши позиции”, — сказал З.Мнацаканян.
Позиция Армении в общем-то проста и логична: Армения готова продолжить усилия по мирному урегулированию конфликта посредством переговоров совместно с сопредседателями МГ ОБСЕ, премьер-министр РА Никол Пашинян готов вести переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, но Пашинян, как он сам отмечает, не может представлять на переговорах Арцах, ибо мандат народа Арцаха на ведение переговоров имеет исключительно сформированная арцахским обществом власть, а без участия властей Арцаха переговоры эффективными быть не могут.
Страны-сопредседатели вроде как не против возвращения Арцаха за стол переговоров. По крайней мере открыто не протестуют, если даже и есть некий скрытый интерес к продолжению процесса в привычном формате с целью сохранения управляемости конфликтом. Решительно против — Азербайджан, ибо возвращение Арцаха в переговорный процесс, не говоря уже о восстановлении хронологии конфликта в известных Мадридских принципах, лишит Баку возможности представлять конфликт в контексте “территориальных претензий Армении” и представления Армении “агрессором”.
“Азербайджан не имеет морального права считать жителей Арцаха гражданами государства, которое с момента своего появления целенаправленно проводило политику террора, этнических чисток, массовых убийств, стремясь лишить народ Арцаха не только жизни, но и родины. Одним из недавних проявлений истинного отношения азербайджанских властей к гражданам Арцаха является заявление того же самого официального представителя МИД Азербайджана, сделанное во время военной агрессии против Арцаха в апреле 2016 года о том, что в Арцахе “нет мирного населения”, и “с той стороны — только поле и военные”, пытаясь оправдать убийства мирного населения Арцаха”, — отметила пресс-секретарь МИД Арцаха Ани Саргсян в интервью Арменпресс, подчеркнув, что жители Арцаха являются гражданами независимого суверенного государства, которое называется Республика Арцах, и никогда не были гражданами независимого Азербайджана, а реакция официального Баку на демократические процессы в Арцахе и проводимые властями республики реформы свидетельствует о том, что Азербайджан существует в другой системе ценностей, где сам азербайджанский народ лишен конституционного права свободно и независимо решать свою судьбу и определять форму правления в своей стране.
К тому же, как отмечает замминистра иностранных дел РА Шаварш Кочарян, большая часть лежащих на переговорном столе вопросов касается Арцаха. По его словам, по меньшей мере по двум вопросам Ереван не может вести переговоры вместо Степанакерта: первый — вопрос статуса Арцаха, второй — территориальной целостности Арцаха. Посему, если Баку желает видеть прогресс в переговорах, то он должен напрямую вести переговоры со Степанакертом, а не притворяться, будто такого субъекта не существует. “Ярким примером тому является трехстороннее соглашение о перемирии 1994 года. Баку начал прямые переговоры со Степанакертом, соглашение было, по сути, готово. Баку предложил Еревану присоединиться, Ереван присоединился, хотя мог и не делать этого”, — отметил Ш.Кочарян.
Что касается того, по каким вопросам может вести переговоры Армения, то, по словам замминистра, не стоит забывать о переговорах ради предотвращения военных действий: “Если нет переговоров, повышается вероятность возобновления военных действий. …Конечно, Армения должна вести переговоры, но она не может вести переговоры по вопросам, находящимся в ведении властей Арцаха”.
В дни пребывания сопредседателей МГ ОБСЕ в Ереване азербайджанская сторона своими действиями лишь подтверждала утверждения руководителей Армении. Минобороны Арцаха сообщило о заметной активизации Баку в информационном поле, что выражается в различных дезинформационных потоках и обилии пропагандистских видеоматериалов. “Имея в качестве основной цели “надлежащим образом” представить внутренней и внешней аудитории “достижения” собственных вооруженных сил, официальный Баку на днях сперва пустил в обращение необоснованную информацию о якобы освобождении территории в 11 тыс. га на Нахиджеванском участке, а затем разместил в интернете видеозапись применения реактивной системы залпового огня “Полонез” и оперативно-тактических ракетных комплексов LORA израильского производства”, — говорится в сообщении. Параллельно с этой видеоинформационной пропагандой в последние дни на различных участках линии соприкосновения арцахско-азербайджанских сил наблюдаются также активные перемещения и скопления военной техники и человеческих сил противника. Советник президента Арцаха Тигран Абрамян сообщил Sputnik Армения, что 12 июня были зафиксированы первые в этом месяце крупные перетяжки спецтехники к зоне конфликта. “Активизация проявлялась по-разному. В какой-то момент мы наблюдатели активные передвижения техники, потом была небывалая активность спецподразделений и действующих в их составе снайперов”, — сказал он. Одновременно Азербайджан проводит работы вдоль линии соприкосновения, возводит фортификационные сооружения, пытается скрыть информацию о своих передвижениях от армянской стороны. “По степени опасности мы можем однозначно утверждать, что за прошедшее с апрельской войны 2016 года время, сейчас в зоне конфликта самая напряженная ситуация. Азербайджан проявляет активность сразу по нескольким направлениям передовой линии, есть реальная угроза резкого обострения ситуации”, — сказал он.
Что в этой ситуации предпримут международные посредники для обеспечения мирного процесса урегулирования?
Статья опубликована 15 июня, 2018 11:40
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…