Его нельзя просто выключить, а завтра прийти и снова включить, с некоторым философским оттенком начал беседу заместитель министра сельского хозяйства Ашот Арутюнян, выражая свою озабоченность новыми подходами Минсельхоза.
— Помимо того, что сельскохозяйственное ведомство должно заниматься разработкой политики в сфере, необходимо также вести ежедневную работу на практике. Потому что, когда ты имеешь дело с погодой, с природными катаклизмами, то нужно совмещать опыт и знания, чтобы суметь в оперативном режиме оказывать содействие сельчанам, — полагает наш собеседник.
О подводных камнях и тонкостях сферы он знает не понаслышке, рассказывая, что уже с четырех лет помогал своему отцу-комбайнеру, подавая ему молоток и ключ. Последние годы г-н Арутюнян работал в Минсельхозе, сначала в качестве начальника Управления растениеводства и защиты растений, а с декабря 2016 года — заместителем министра.
— Я никогда не был членом ни одной партии, что давало мне возможность быть свободным в проявлении своих профессиональных возможностей. И когда месяц назад был назначен новый министр сельского хозяйства, который сразу же в ходе обсуждений относительного будущих направлений развития заявил, что полностью владеет сферой, то меня это и обрадовало, и немного обескуражило. Потому что даже те люди, которые чуть ли не всю жизнь имели дело с сельскохозяйственной отраслью, не могут сегодня утверждать, что полностью владеют ситуацией. Наши разногласия начались уже после того, как глава ведомства в качестве основных нововведений предложил подвести малые хозяйства под программы господдержки, сделав акцент именно на развитии мелких фермерских хозяйств. Но, уверяю вас, обработка приусадебных участков (что и без того делают сельчане) — не есть развитие сельского хозяйства, — выразил свое мнение наш собеседник.
Сегодня он с сожалением констатирует, что множество ранее начатых программ, судя по всему, реализовываться уже не будут — по крайней мере, в том виде и масштабе, который был дан в течение последних полутора-двух лет.
— Нужно было время, чтобы доказать эффективность многих из программ на деле. Увы, его у нас не хватило, — глубоко вздохнул представитель Минсельхоза.
По всем фронтам
Дело в том, что запущенные Минсельхозом госпрограммы охватывали сразу два направления — социального характера и проекты развития. В первую группу вошли программы по раздаче сельчанам семян, минеральных удобрений, дизельного топлива по льготным ценам, где были изменены механизмы реализации, позволив обеспечить максимальную адресность. В итоге, по оценкам г-на Арутюняна, был реализован беспрецедентный объем по всем направлениям, и ни в прошлом году, ни в начале текущего не было зафиксировано абсолютно никаких долгов со стороны фермеров. Удалось даже сэкономить серьезные финансовые средства, благодаря чему был дан старт новым программам.
— Что касается конкретно программы по раздаче семян, то много критики звучало в наш адрес относительно оставшихся на складах объемов. Но если бы мы не сохранили свой резерв, то сейчас столкнулись бы с проблемами. Ведь весна в этом году началась рано, и пока мы закупили бы семена, привезли и раздали, то сезон был бы упущен. А так, за счет резерва, сумели обеспечить бесперебойную и своевременную раздачу, причем по цене, гораздо ниже прошлогодней, — уверил замминистра.
Параллельно с реализацией программ социального характера, продолжил он, были инициированы также масштабные проекты, нацеленные на развитие сферы в долгосрочном периоде: от создания интенсивных садов до внедрения капельных систем орошения и систем противоградовых сеток. Так, к примеру, одно из начинаний Минсельхоза в прошлом году было связано с программой ЕС Восточное партнерство, в рамках которой были выделены порядка 10 млн евро на внедрение в Армавирской и Араратской областях систем капельного орошения.
В то время в Минсельхозе подсчитали, что хозяйствам, которые имеют земельные угодья в 5 га и более, выгодна установка подобных систем. Прежде всего, она позволит увеличить продуктивность в зависимости от выращиваемой культуры на 20-40%, плюс уменьшить расход воды до 50%. И если система будет приобретена в кредит, то в течение 2-3 лет все затраты на нее будут покрыты за счет большего урожая и сэкономленных средств. От внедрения капельного орошения, помимо фермеров, получит выгоду и государство, так как уменьшатся субсидии и расход воды.
Не сошлись видением
В зоне внимания находились также вопросы, связанные с модернизацией парка сельскохозяйственной техники и механизацией сельскохозяйственных работ, что является одним из необходимых условий для роста объемов сферы. О старте программы по предоставлению сельхозтехники фермерам на условиях лизинга с участием государства (в плане субсидирования процентных ставок) было объявлено еще в начале прошлого года.
Со стороны фермеров вначале было определенное недоверие: мол, действительно они смогут приобретать ту технику, которую хотят, или есть ограничения. Но после того, как стало понятно, что схема реально работает, и единственным условием при приобретении техники является наличие в стране сервисного обслуживания по данному виду сельхозмеханизации, спрос начал расти. В итоге, за прошедший год по лизинговой программе фермерами приобретены сотни единиц техники. Нашлись и лизинговые организации, согласившиеся выдавать средства под 9% годовых, из которых государство субсидирует 7% с тем, чтобы окончательная ставка была на уровне 2% годовых.
Учитывая успех программы, Минсельхоз в конце прошлого года заявил о разработке лизинговой программы уже для малых и средних тепличных хозяйств. Наряду с этим велись также работы над программой по созданию холодильных хозяйств, что позволило бы должным образом складировать и хранить продукты для экспорта.
— Многие из программ были пилотными, и мы понимали, что в ходе реализации могут быть выявлены определенные недочеты. Поэтому постоянно велись обсуждения с бенефициариями, финансовыми организациями и другими заинтересованными сторонами, чтобы ликвидировать имеющиеся пробелы и обеспечить максимальную доступность программ для фермерских хозяйств. Учитывая то, что основной проблемой для сельского хозяйства Армении является низкий уровень использования земель сельскохозяйственного назначения, много работали и над выявлением причин этого, предложив варианты изменения ситуации. Речь шла о том, чтобы задействовать соответствующие механизмы, которые позволят использовать имеющиеся ресурсы с сохранением права собственности владельцев земельных участков. Сегодня у нового руководства иное видение развития сферы, и в процесс работы с министром стало понятно, что наши подходы разнятся. И вот сейчас уже закончился срок моего трудового договора, и если он не продлевается, то, в соответствии с законом о гражданской службе, означает — моя деятельность на должности замминистра более не продолжится, — завершил беседу г-н Арутюнян.