Возвращение Арцаха за стол переговоров продолжает оставаться главной темой, которая обсуждается применительно ожидаемому продолжению переговорного процесса по нагорно-карабахскому урегулированию.
Заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян, отвечая на вопросы журналистов, вчера представил некоторые разъяснения относительно озвученной ранее премьер-министром Николом Пашиняном позиции, в соответствии с которой Армения не может вести переговоры по нагорно-карабахскому урегулированию вместо Арцаха. Отметив, что конкретно Арцаха касается подавляющее большинство лежащих на переговорном столе вопросов, Шаварш Кочарян подчеркнул: “Как минимум, по двум вопросам Армения не может вести переговоры вместо Арцаха. Первый касается статуса Арцаха, второй — проблемы территориальной целостности Арцаха. Это как минимум, однако есть и другие вопросы”.
На просьбу журналистов представить те вопросы, по которым Армения все-таки может вести переговоры, заместитель главы внешнеполитического ведомства сказал, что не нужно забывать необходимость ведения переговоров во имя предотвращения военных действий. “Если нет переговоров, возрастает вероятность возобновления боевых действий. Поэтому всегда нужно помнить о той плоскости, которая касается предотвращения возобновления военных действий. Конечно, Армения должна вести переговоры, но Армения не может вести переговоры по тем вопросам, которые находятся в ведении властей Республики Арцах”, — сказал Кочарян.
По оценке Шаварша Кочаряна, если Азербайджан в действительности желает прогресса в переговорном процессе, он просто должен вести переговоры со Степанакертом. а не делать вид, что такого субъекта нет. “Яркий пример этого — трехстороннее соглашение 1994 года о прекращении огня. Баку напрямую начал вести переговоры со Степанакертом, соглашение было, по сути готово. Из Баку предложили, чтобы Ереван присоединился, Ереван присоединился, но мог и не присоединяться”, — подчеркнул заместитель министра иностранных дел.
Сегодня в переговорах нет возможности прогресса именно вследствие той политики, которую проводит официальный Баку, считает Шаварш Кочарян. “В тот момент, когда Баку примет Карабах в качестве полноценной стороны переговоров, мы можем ожидать, что в переговорах может быть прогресс”, — сказал он.