Алиев же уповает на силовое решение
О безальтернативности мирного урегулирования азербайджано-арцахского конфликта заявили главы МИД Армении и Франции Зограб Мнацаканян и Жан-Ив Ле Дриан на совместной пресс-конференции в Ереване.
“Армения придает важное значение усилиям Франции, совместно с другими странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ — Россией и Соединенными Штатами, по мирному урегулированию нагорно-карабахской проблемы. В этом контексте мы вновь подтверждаем приверженность Армении исключительно мирному урегулированию карабахской проблемы. Мы с коллегой были едины во мнении, что для успеха процесса важно наличие способствующей миру атмосферы”, — отметил Зограб Мнацаканян.
Как сопредседатель Минской группы ОБСЕ, Франция занимает свое место в этом вопросе и решительно настроена на продолжение этой роли. В карабахском урегулировании неприемлемы ни статус-кво, ни силовой вариант, вопрос нужно решать прагматично и более креативно”, — сказал глава внешнеполитического ведомства Франции. Он добавил, что всегда получает информацию относительно инцидентов в зоне конфликта и что Франция будет поддерживать любую инициативу, которая позволит продвинуться в разрешении вопроса и в установлении мира и стабильности в регионе.
Французский министр почти повторил свое заявление, сделанное накануне в Баку. Почти, поскольку, согласно азербайджанским СМИ, в Баку Жан-Ив Ле Дриан указал лишь на неприемлемость статуса-кво. “Существующий статус-кво не может быть вариантом урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Мы хотим мира и стабильности в регионе. Надеемся, в предстоящие месяцы Франция также будет более активной в поиске варианта урегулирования”, — цитирует главу МИД Франции бакинское агентство АПА. Зная любовь наших азербайджанских коллег к искажению в угоду политике официального Баку заявлений даже высокопоставленных представителей других государств, можем предположить, что и на этот раз произошло нечто подобное, поскольку Франция в совместных с другими сопредседателями МГ ОБСЕ заявлениях неоднократно указывала на неприемлемость силового решения конфликта и на то, что урегулирование возможно на основе принципов права народов на самоопределение, территориальной целостности и неприменения или угрозы применения силы. Однако заявления международных посредников азербайджанским СМИ не указ, они руководствуются исключительно указаниями высшего руководства Азербайджана. А ведь буквально накануне приезда французского министра в Баку президент АР Ильхам Алиев с присущим ему апломбом заявил, что “международное право более не действует, это реальность, на передний план выходит фактор силы, и мы должны привести нашу политику в соответствие с реальностью, поэтому мы должны усиливать экономический, военный потенциал и другие сферы для приближения урегулирования конфликта”.
Вряд ли ультимативный тон Алиева адресован Армении, которая слышит подобные угрозы не первый год и, несмотря на потуги устрашения Баку, не пугается и не собирается сдавать позиции. Заявления Алиева адресованы, скорее, международным посредникам, которых Баку уже не одно десятилетие безуспешно пытается вынудить надавить на Ереван и склонить его к односторонним уступкам, но при этом всячески уклоняется от принятия каких-либо обязательств и отвергает любые инициативы медиаторов по формированию атмосферы доверия в регионе. “Сегодня Азербайджан является страной, которая проводит независимую политику. Возможности влияния на нашу политику извне равны нулю. Могу сказать, что сейчас даже попыток таких нет“, — высокопарно заявляет Алиев. Это, по сути, вызов сопредседателям Минской группы. Алиев открытым текстом дает понять, что, несмотря ни на что, не намерен реализовать ни соглашение от 1994 года о режиме прекращения огня, ни соглашение от 1995г., где упоминаются механизмы расследования инцидентов. Чего уж питать иллюзии по поводу согласия Баку на возвращение в переговорный процесс Арцаха, от ведения переговоров с которым Азербайджан категорически отказался весной 1997г. с целью переведения азербайджано-арцахского конфликта в плоскость якобы территориальных притязаний Армении и объявления последней “агрессором”. И теперь министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров цинично заявляет, что “если руководство Армении предлагает участие в переговорном процессе представителей сепаратистского режима в Нагорном Карабахе, значит оно хочет положить конец мирному процессу…” И это в том случае, что именно Баку в 1988г. развязал, по сути, военные действия против проживавшего на всей территории бывшей Азербайджанской ССР армянского населения, а также против Арцаха и Армении. Так что выражаемая ныне Баку якобы готовность к переговорам с Ереваном — это блеф, ширма для прикрытия своей милитаристской политики, основанной на фальсификации сути конфликта, превращающей его в территориальный спор с Арменией и формирования базы для военного решения.
В распространенном 8 мая в ООН меморандуме МИД Республики Арцах, в котором представлена позиция арцахского государства по широкому кругу вопросов, касающихся урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, подчеркивается, что, искаженно интерпретируя нормы международного права, Азербайджан предпринимает безуспешные попытки оправдать свою деструктивную политику по изоляции Арцаха и препятствованию мирному урегулированию азербайджано-карабахского конфликта: “Торпедируя любые миротворческие инициативы, агрессивно навязывая логику конфронтации, пытаясь развязать новую войну, азербайджанские власти надеются изменить ход урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, в котором отчетливо прослеживается тенденция к все большему признанию решающей роли народа Арцаха в определении своего будущего”.
“Азербайджано-карабахский конфликт, начавшийся с массовых нарушений прав армянского населения Арцаха и Азербайджана, продолжается до сих пор именно по причине нежелания азербайджанской стороны отказаться от политики отрицания индивидуальных и коллективных прав граждан Республики Арцах. Данная политика, выражаемая, в том числе в стремлении изолировать Арцах, вкупе с непрекращающимися военными провокациями азербайджанской стороны, является не только нарушением Азербайджаном своих международных обязательств, но и серьезной угрозой миру и безопасности на Южном Кавказе”, — отмечается в меморандуме.
На этом фоне сложно сказать, каким будет содержание переговоров, на “скорейшее возобновление” которых выражают надежду страны-сопредседатели МГ ОБСЕ. Но международным посредникам по статусу полагается если не лелеять, то по крайней мере демонстрировать оптимистический настрой, что они и делают на протяжении не одного десятка лет. Другое дело, что в отдельных заявлениях медиаторов содержатся интригующие высказывания. В частности, президент США Дональд Трамп в письме Ильхаму Алиеву в связи со 100-летним юбилеем АДР пишет, что “предстоящие месяцы откроют возможности для урегулирования нагорно-карабахского конфликта, что создаст более хорошие возможности для расширения сотрудничества между США и Азербайджаном”. Трамп при этом подчеркивает, что США как сопредседатель МГ ОБСЕ, искренне желают сотрудничать с Алиевым “для устойчивого урегулирования этого конфликта мирным путем”. С одной стороны, Вашингтон явно выражает Баку неприемлемость возобновления военных действий в зоне конфликта. С другой, намекает на некие новые возможности для урегулирования. Что бы это значило?..