С Вооруженными силами Армении и НКР придется считаться и Азербайджану, и международному сообществу
Провокация Азебайджана с поражением вертолета МИ-24 ВВС Нагорно-Карабахской Республики и проведенная карабахским спецназом спецоперация по вывозу с места падения вертолета тел погибших армянских пилотов и частей сбитой машины, необходимых для проведения экспертизы, в т.ч. “черных ящиков”, продолжает оставаться в центре внимания стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Особенно активно комментируют последние события и создавшуюся ситуацию американские дипломаты.
Неожиданное и любопытное заявление прозвучало из уст пресс-секретаря Госдепартамента США Джеффа Ратке. Отвечая на вопрос журналистов о том, предпринимают ли США какие-либо меры, чтобы получить доступ к проведению мониторинга на месте падения вертолета, он сообщил, что США наблюдали за спецоперацией по извлечению тел армянских пилотов. “Мы наблюдали за операцией по возвращению тел трех членов экипажа сбитого 12 ноября военного вертолета вдоль линии соприкосновения. Инцидент и последующее насилие еще раз подчеркивают необходимость найти мирное решение нагорно-карабахского конфликта, и мы призываем все стороны проявлять сдержанность и воздерживаться от действий, которые повысят напряженность вдоль линии соприкосновения. Мы также призываем стороны переориентировать свои усилия на проведение переговоров по мирному и прочному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Как сопредседатель Минской группы, США по-прежнему готовы оказать помощь”, — сказал Ратке.
От прямого ответа на вопрос о проявленном посредниками бессилии в вопросе доступа представителей ОБСЕ к месту падения вертолета пресс-секретарь Госдепа, как и посол США в Армении Джон Хефферн, просто ушли. Г-н Ратке отметил, что Госдеп, как и ОБСЕ, понимали, что наблюдателей могут просто не допустить к сбитому вертолету, а посол Хефферн предпочел обратить внимание на сильное, по его мнению, заявление сопредседателей Минской группы, призвавших обеспечить доступ к останкам пилотов вертолета. Тот факт, что Азербайджан, очень мягко выражаясь, проигнорировал это “сильное заявление”, посол предпочел обойти, заявив, что “именно стороны должны снизить напряжение”.
О том, как это сделать и какие предпринять шаги для того, чтобы подобное не повторилось, международные посредники, по словам американского сопредседателя МГ Джеймса Уорлика, будут беседовать с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана в ходе заседания Совета министров ОБСЕ в швейцарском Базеле 4-5 декабря. В целом же встреча будет посвящена организации армяно-азербайджанской встречи на высшем уровне.
Какие в Базеле посредники будут приводить Азербайджану аргументы в пользу недопустимости нарушения режима прекращения огня и необходимости формирования атмосферы доверия, представить невозможно. Баку всем своим поведением показывает, что все их призывы и увещевания для него — что мертвому припарки. Для нас же события лета и осени 2014 — лишнее доказательство того, что ни о каком доверии Азербайджану речи быть не могло и не может. Эта мысль и прозвучала в выступлении главы МИД Армении Эдварда Налбандяна в Стокгольмском институте исследования проблем мира.
“Чем больше международное сообщество призывает стороны готовить общество к миру, а не войне, тем больше со стороны руководства Азербайджана звучит милитаристская риторика, провоцирующая войну, антиармянская пропаганда, усиливается давление на представителей гражданского общества Азербайджана, выступающих за укрепление доверия и примирение. Чем больше звучат призывы отвести снайперов с переднего края и создать механизмы расследования инцидентов, тем больше с азербайджанской стороны случаев применения снайперов, провокационных инцидентов, осуществления диверсий, приводящих к многочисленным потерям.
Чем больше нефтедолларов поступает в бюджет Азербайджана, тем больше Баку приобретает оружия и боеприпасов. В прошлом десятилетии военные расходы Азербайджана со $136 млн достигли $3,6 млрд, к 2014г. увеличившись более чем в 25 раз, и Баку ныне бахвалится тем, что в следующем году намерен увеличить военный бюджет на 27%, доведя до $4,8 млрд. Несоразмерные военные траты и закупка вооружений Азербайджаном представляют серьезную угрозу для стабильности и безопасности в регионе и мире”, — отметил министр.
Он напомнил, что Баку отверг все предложенные сопредседателями варианты принципов карабахского урегулирования, представленные на встречах на высшем уровне в Санкт-Петербурге (июнь 2010г.), Астрахани (октябрь 2010г.), Сочи (март 2011г.), Казани (июнь 2011г.). За встречей в Казани последовал почти двухлетний перерыв в переговорах по основным принципам. За это время Азербайджан активизировал нарушения режима перемирия и провокационные действия на границе с Арменией и линии соприкосновения с ВС НКР.
Однако самым возмутительным, по словам Налбандяна, фактом стало помилование азербайджанского офицера Сафарова, его героизация — за убийство топором спящего армянского офицера Гургена Маргаряна, когда они оба участвовали в курсах НАТО в Будапеште. “Когда в ноябре прошлого года, по прошествии определенного времени после сафаровских событий, возобновились контакты между президентами Армении и Азербайджана, появилась надежда на продвижение переговорного процесса. К сожалению, эти ожидания не оправдались. Азербайджан сделал все возможное для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в зоне конфликта. Азербайджанская сторона предприняла ряд попыток проникновения диверсионных групп, что привело к многочисленным жертвам и резкому повышению напряженности. Армянский крестьянин, по ошибке оказавшийся на территории Азербайджана, был схвачен, представлен террористом, унижен перед телекамерами, а на следующий день жестоко казнен”, — напомнил Налбандян. Он отметил при этом, что в Азербайджане стало обычным явлением запугивание и преследование известных азербайджанских журналистов, общественных активистов, представителей интеллигенции, навешивание ярлыков “шпионов Армении”, “врагов народа” для очернения и клеветы в адрес сторонников мира и примирения.
Глава МИД Армении подчеркнул, что новую волну антиармянской провокационной риторики руководство Азербайджано подняло сразу после встречи президентов в Париже, которую президент Франции, как ранее президент России в Сочи и госсекретарь США в Ньюпорте, инициировал, в первую очередь, с целью снижения напряженности и предотвращения дальнейшего обострения. Однако сразу после Парижа министр обороны Азербайджана вновь озвучил угрозы решить карабахский конфликт военным путем.
“Уничтожение азербайджанскими ВС выполнявшего учебно-тренировочный полет вертолета Армии обороны Арцаха, ставшее причиной гибели троих пилотов, является одной из последних преступных провокаций Баку. Азербайджанские ВС почти 10 дней продержали место падения вертолета под интенсивным огнем, воспрепятствовав попыткам спасательных групп, представителей ОБСЕ и МККК организовать эвакуацию тел пилотов. Столкнувшись с очередным грубым нарушением Международного гуманитарного права со стороны Азербайджана, Армия обороны Нагорного Карабаха была вынуждена прибегнуть к спецоперации. В результате были эвакуированы тело одного и части тел двоих пилотов сбитого вертолета”, — отметил Налбандян. По его словам, позиция Баку продолжает противопоставляться позиции международного сообщества, что в очередной раз проявилось реакцией на заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ. “Азербайджан очевидным образом теряет чувство реальности, изо дня в день увеличивая пропасть, разверзшуюся между ним и цивилизованным миром.
Баку не только игнорирует призывы стран-сопредседателей МГ ОБСЕ и международного сообщества касательно неприменения силы, укрепления режима перемирия, создания механизма расследования инцидентов на линии соприкосновения, укрепления доверия, но и действует диаметрально противоположно, тем самым неся полную ответственность за обострение ситуации. Все эти факты наглядно демонстрируют, что Азербайджан стал реальной угрозой для безопасности и стабильности на Южном Кавказе”, — подчеркнул Эдвард Налбандян. Армения, по его словам, разделяет мнение сопредседателей МГ ОБСЕ о том, что применение силы не может стать решением конфликта, и, “чем скорее руководство Азербайджана осознает это, тем эффективнее будет переговорный процесс”.
Надежды на то, что Баку осознает это в обозримом будущем, нет. Вряд ли нормализуются в скором времени и отношения между Россией и Западом, которые, по словам известного российского политолога Сергея Маркедонова, “переживают свой самый напряженный за последние 25 лет период”. По его мнению, вопрос в том, смогут ли страны-сопредседатели МГ ОБСЕ — Россия, США и Франция — в случае появления угрозы войны в Нагорном Карабахе прийти к какому-то решению, сделать вместе что-то для предотвращения войны, совместно принять упредительные меры в случае нарушения международных законов на линии соприкосновения войск, убийства мирных жителей, или же каждый попытается перетянуть участников конфликта на свою сторону. В последнем случае “мы станем свидетелями большого числа провокаций”, убежден Маркедонов.
Так что, снижение напряженности в руках не только сторон, но и посредников, чьи невнятные заявления и призывы в Баку воспринимают как “добро” на провокации и убийства. В своем время мы говорили, что, не осудив “сумгаит”, центральные власти СССР, по сути, поддержали проведение этнических чисток и актов геноцида в отношении армянского населения на всей территории Азербайджанской ССР. Ныне столь же двусмысленную позицию занимают международные посредники.
При всем при этом, надо сказать, посредники с понимаем отнеслись к проведению ВС НКР спецоперации в месте падения сбитого азербайджанцами вертолета. Представитель Госдепа США не конкретизировал, как именно они наблюдали за ходом спецоперации. Впрочем, в XXI веке задаваться подобным вопросом смешно. Другое дело, были ли американцы осведомлены о подготавливаемой операции. Но и это не суть важно.
Главное — армянские Вооруженные силы в очередной раз продемонстрировали не только свою боеготовность и способность реализовывать операции мирового уровня. ВС НКР и Армении вновь напомнили, что являются очень и очень весомым фактором в регионе, считаться с которым придется и Азербайджану, и международному сообществу.