В городе Амасия Ширакской области уже осенью этого года будет задействован новый завод по переработке шерсти в рамках реализации грантовой программы Евросоюза стоимостью около 1 млн евро. На днях здесь начнутся ремонтные работы, по окончании которых через несколько месяцев на предприятии будут работать несколько десятков человек, что для Амасии, где уровень безработицы один из самых высоких по стране, приведет к довольно существенному улучшению в плане занятости населения.
Ширакская область была выбрана не случайно. Несмотря на то, что укрупненная недавно община находится далеко от основных транспортных путей и рынков, отличается местность, как отметил глава делегации ЕС в Армении, посол Петр Свитальски в ходе старта проекта, “великолепным ландшафтом и красивой природой”. Плюс Ширак традиционно считался одним из центров овцеводства, поэтому успех программы может стать хорошей моделью, которую можно будет применить и в других областях Армении.
Реализацию этого проекта будет осуществлять армянское представительство чешской организации People in need в сотрудничестве с общинной администрацией Амасии, Ширакской торгово-промышленной палатой и компанией “ВИННЕТ Армения”.
Тот факт, что в городе появится предприятие по переработке шерсти, заставит многих жителей близлежащих общин активно заняться овцеводством, поскольку у них уже будет рынок сбыта сырья. Насколько снизились за последние годы показатели в этом направлении, подсчитал министр сельского хозяйства Артур Хачатрян, пояснив, что в советские времена в Армении насчитывалось 2,2 млн поголовий овец, а в настоящее время эта цифра снизилась в 4-5 раз.
“Однако сфера овцеводства является весьма прибыльным делом. И если мы сможем создать инфраструктуру, улучшить кормовую базу, оказать правильное содействие, то будут созданы крупные фермы и заодно получат развитие домашние хозяйства. Все это, конечно же, станет стимулом для роста поголовья мелкого рогатого скота”, — уточнил глава Минсельхоза.
Впрочем, программа окажет свое воздействие не только на сферу овцеводства, но и ковроткачество, которое также в последние годы переживала нелегкие времена. Вследствие негативного воздействия мирового кризиса сфера резко сократила объемы производства. Еще в 2008 году здесь было занято около 800 человек, но в связи с укреплением драма и подорожанием некоторых материалов, необходимых для производства ковров, многие предприятия оказались на грани закрытия.
Требовалось серьезное вмешательство государства, для того чтобы поддержать ручное ковроткачество, которое издавна славилось своим высоким и неповторимым качеством не только в стране, но и за ее пределами. В итоге правительство, обычно не отличающееся щедростью на налоговые послабления, для этой отрасли сделало исключение, освободив в 2009 году местных производителей ручных ковров от уплаты НДС и налога на прибыль.
Антикризисный рецепт
Однако не всегда инициатива правительства, направленная на стимулирование производства, приводит к позитивному сдвигу. Дело в том, что экспорт и без того освобожден от выплат по линии НДС, так что законодательные изменения сказались лишь на внутреннем потреблении, которое в основном обеспечивается за счет туристов и носит сезонный характер. В этом смысле — да, цены несколько снизились, способствуя росту продаж внутри страны, но это очень незначительные объемы для того, чтобы повлиять на общие обороты, поэтому говорить об улучшении ситуации попросту не приходится.
Что касается освобождения от налога на прибыль, то и здесь никаких положительных результатов для ручного ковроткачества не наблюдалось, поскольку международный рынок в посткризисные годы находился в довольно сложном состоянии. Ведь спрос на ковры тесно переплетается с уровнем благосостояния, который заметно снизился в этот период. Людям приходилось думать в первую очередь о предметах первой необходимости, а не о том, чтобы красиво и комфортно обставить свое жилище роскошными коврами ручной работы. Все это привело к нерентабельности сферы в самой Армении. А если нет прибыли, то, соответственно, нет и налога на прибыль, поэтому инициатива правительства не оказала должного эффекта и в этом направлении.
Сложность мануфактурного бизнеса в том, что каждый продукт требует изрядных временных затрат и высокого профессионализма мастеров, которых не так-то легко найти сегодня — особенно в Ереване. Поэтому основные производства сосредоточены в областях, где еще остаются настоящие и преданные профессионалы своего дела, а изготовление ручного ковра считается почитаемой профессией.
Но даже в областях люди мало заинтересованы работать в этой сложной отрасли. Ведь изготавливать ручные ковры не так просто: на 1 кв. метр каждый работник тратит 22 рабочих дня. Это крайне трудоемкий процесс, не говоря уже о том, что зарплаты в сфере достаточно низкие, поскольку себестоимость армянских ковров и без того очень высокая, вследствие чего они перестают быть конкурентоспособными на мировом рынке.
Сами ковроделы считают, что решением проблемы могло бы стать выделение государством определенных дотаций сфере, что позволило бы увеличить зарплаты работников. Причем рецепт выхода сферы ручного ковроткачества Армении из кризисной ситуации вовсе не является ноу-хау местных ковроделов. Подобный дотационный механизм действует сегодня во многих странах, специализирующихся в этой отрасли — к примеру, в Иране, Азербайджане, Индии и т.п.