Смена власти в Армении — уже свершившийся факт, жить отныне нужно новыми реалиями. И, конечно, надеяться, что обещания, данные перед многотысячным митингом на главной площади Республики, будут выполняться неуклонно.
Но чтобы работать, выполнять данное слово, необходимо оперативно сформировать новое правительство, которое новоизбранный премьер-министр называет и “правительством национального согласия”, и “временным”.
В какой мере два эти понятия будут отличаться друг от друга — покажут ближайшие дни, равно как и то, кто окажется в новом составе правительства.
Делать прогнозы по второму вопросу — дело неблагодарное и бесперспективное, ситуация (в том числе и противоречивые заявления) в Армении меняется стремительно. По большому счету, протестующий народ поверил Николу Пашиняну, можно с уверенностью сказать, создал (или помогли кое-какие не известные пока силы) кумира, и всю ответственность за перемены к лучшему возложил на него. Ведь народу нужны зрелища и хлеб. Первого было с избытком, народ в ожидании второго.
Что касается нового состава правительства — вне зависимости от того, кто войдет в него, независимо даже от того, получат ли портфели представители блока “Царукян” и АРФ “Дашнакцутюн”, после первомайского голосования в парламенте две эти политические силы в полной мере несут ответственность за деятельность молодого премьера. Чтобы мыслящая публика удостоверилась: их заявления, аргументация поддержки Никола Пашиняна были искренними.
Народу, стоявшему на площади, не ведомы понятия “партийные интересы”, “конформизм”, какие симпатии и антипатии существуют в высших эшелонах власти, которые способны потрясти страну.
Правда, складывается несколько абсурдная ситуация (элементов, чего немало в сегодняшних процессах) после заявления Никола Пашиняна о том, что отныне олигархам нет места во власти — премьером он стал именно благодаря поддержке фракции (31 голос) олигарха Гагика Царукяна…
Да, о голосах, вернее, о раскладе мандатов, так сказать, народного доверия в парламенте. Факт, что утерявшая власть Республиканская партия Армении в парламенте по-прежнему составляет большинство, имея 58 мандатов. Во всяком случае, до середины вчерашнего дня ряды фракции никто не покидал, как это обычно бывает с фракциями партий, лишившихся власти. Это также новое явление в политической жизни Армении, равно как и то, что фракция отдала недостающие голоса для избрания Пашиняна премьер-министром, при этом заявляя, что позиция ее — против избрания — осталась прежней. Отдельные члены РПА уже заявили о переходе партии в стан оппозиции, что вполне соответствует классическому парламентаризму: на выборах получил большинство мандатов — власть, потерял власть — оппозиция.
Как будет работать парламент при таком раскладе мандатов — непонятно, просто казус. Некоторые аналитики расценивают эту ситуацию как опасную — оппозиция составляет большинство, а позиция — меньшинство, даже если блоки “Царукян” и “Елк” вместе с АРФД сформируют коалицию, что маловероятно, поскольку ожидаются внеочередные выборы, и никто не хочет делиться электоратом.
Между тем, реформированная в 2015 году Конституция предполагает непременное наличие в парламенте большинства, что, в свою очередь, и предполагает формирование исполнительной власти.
Не вдаваясь в причины — как получилось, что РПА, год назад получившая поддержку более половины электората, сегодня утратила народное доверие, констатируем: ситуация в парламенте не из легких, Основной Закон не дает четких выходов из положения, и если политические силы действительно хотят реформировать Избирательный кодекс и несколько архиважных законов, чтобы идти на внеочередные выборы, во многих вопросах придется идти на взаимные уступки, достигать консенсуса, дабы избавить страну от последующих потрясений.
О внеочередных парламентских выборах, к тому же в срочном порядке, в эти дни говорится много. Между тем и после принятия программы новоизбранного премьер-министра для проведения внеочередных парламентских выборов, к тому же в срочном порядке, нет конституционных оснований. Точнее, нет оснований для роспуска действующего законодательного органа. Ситуация сложилась следующая: после окончательного перехода к парламентской форме правления первый избранный премьер от парламентского большинства подал в отставку, кандидат от митингующего народа с первой попытки потерпел неудачу, ибо за него не проголосовало парламентское большинство, в данном случае фракция Республиканской партии, со второй попытки был избран — недостающие голоса отдала та же фракция РПА. Напомним, что оба раза лидер оппозиции Никол Пашинян настаивал на том, чтобы выборы проходили безальтернативно, дабы Республиканская партия полностью покинула исполнительную власть.
Многие аналитики и специалисты по конституционному праву придерживаются мнения, что в этой ситуации необходимость в новых выборах отсутствует. Но получается казус: парламентским большинством остается отстраненная от рычагов исполнительной власти РПА. Как правило, в подобных случаях находятся слабонервные люди (в основном бизнесмены — по понятным причинам), которые сразу покидают парламентское большинство. Так сложилось после отставки первого Президента РА Левона Тер-Петросяна, когда в течение двух дней правящее большинство покинули десятки народных избранников, ставшие слабой оппозицией. Но ныне перейти в другую фракцию, согласно Регламенту НС, они не имеют права. Если нынешний состав депутатского корпуса сохранится и будет функционировать, по всей вероятности, поддержавшие на выборах премьер-министра Никола Пашиняна блоки “Царукян” и “Елк”, а также фракция АРФД будут работать согласованно, невероятно, но могут составить коалицию. Но даже в этом случае остаются в меньшинстве. Ситуация сложилась достаточно сложная и запутанная. Какой выход найдут из нее представленные в парламенте политические силы, покажут ближайшие дни.
И еще. С царящими ныне в обществе настроениями идти на выборы нельзя, даже опасно. Общество расколото, причем на довольно длительный срок. Все требуют отставки всех, а на несогласных с акциями Никола Пашиняна (имеется в виду попрание права людей на свободное передвижение) тут же навешивается ярлык “контрреволюционеры”. Нашли же термин… Нельзя желаемое выдавать за действительное.
Смена власти прошла “бархатно” постольку, поскольку удалось, слава Богу, избежать кровопролития. Большей частью — благодаря действиям полиции.
Минимум 80 процентов людей, выдвигавших на площади кандидатуру Никола Пашиняна на пост премьер-министра, представления не имеют о геополитических процессах, в которые, вольно или невольно, уже вовлечена Армения. Люди поднялись на ноги исключительно для решения своих социальных проблем. Все остальное им и недоступно, и неинтересно. Нестабильная ситуация в фактически находящейся в состоянии войны Армении не может быть — с учетом географического расположения — исключительно внутренним делом нашей страны. И чем скорее будет найдено решение для урегулирования кризиса, тем лучше для всех нас.