В Иране готовятся к тому, что 12 мая президент США Дональд Трамп объявит о выходе из иранского ядерного соглашения. Представитель администрации Ирана Мохаммад Бакер Нобахт считает, что Трамп, скорее всего, выйдет из соглашения, и Иран должен быть готов к последующим развитиям, передает Tasnim.
Как известно, Дональд Трамп изначально заявлял о необходимости отказа от заключенного в июле 2015 года Ираном и пятью постоянными членами Совбеза ООН (Россия, Великобритания, Китай, США, Франция) и Германией соглашения об урегулировании ядерной проблемы Тегерана, которое предусматривало отмену санкций ООН, США и ЕС, наложенных на Иран из-за его ядерной программы. Позднее Трамп стал настаивать на внесении в соглашение корректив, угрожая в противном случае выходом США из него. Окончательное решение американский президент должен озвучить 12 мая. И вот за несколько дней до этого премьер-министр Израиля Бениамин Нетаньяху внезапно выступил с заявлением о том, что в их распоряжение попал полутонный архив — порядка 100 тысяч бумажных и цифровых документов, которые доказывают, что у атомной программы Ирана была секретная военная составляющая под кодовым названием “проект Амад”. Тегеран назвал эти обвинения “старыми, рассматривавшимися в прошлом Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), а реакцию администрации Трампа, назвавшую израильские документы достоверными и обвинившего Иран в осуществлении серьезной секретной программы разработки ядерного оружия, — поводом для отмены сделки. И хотя позднее Белый дом разъяснил, что заявление, в котором он обвинил Иран в осуществлении тайной программы разработки ядерного оружия, появилось в результате “канцелярской ошибки”, и выпустил исправленное заявление, в котором настоящее время было изменено на прошедшее, сути дела это, по-видимому, не меняет. Вашингтон считает, что Тегеран сможет быстро создать ядерное оружие после окончания действия Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в 2025г. “Иран лгал с самого начала. И соглашение было заключено на основе неточных данных. Особенно в части тех ядерных возможностей Ирана, которые были куда более развитые, чем он говорил об этом. Если это соглашение сохранится с намеченными параметрами, то через семь лет они продвинутся в процессе создания ядерного оружия гораздо дальше и будут готовы гораздо быстрее создать ядерное оружие”, — заявила пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс.
Обеспокоенность России и европейских стран в расчет не берется. Европейцы считают, что последствия разрыва СВПД будут фатальными. Британия убеждена, что это соглашение нейтрализует иранскую ядерную программу, что это ключевое соглашение, которое делает мир безопаснее и вносит вклад в региональную и мировую безопасность, нейтрализуя угрозу обладания Ираном ядерным оружием. Тегеран пригрозил выходом из СВПД в случае, если США выйдут из соглашения. По словам советника верховного лидера ИРИ по международным вопросам Али Акбара Велаяти, “ядерная сделка должна действовать в соответствии с ее изначальными условиями, в противном случае Иран будет готов к ответным мерам”. Кроме того, он подчеркнул, что, если СВПД будет идти в ущерб Ирана, страна не будет с этим мириться.
В ООН вновь выступили в поддержку заключенного международной “шестеркой” соглашения с Ираном. “Генеральный секретарь поддерживал и продолжает поддерживать Совместный всеобъемлющий план действий. Он считает, что это значимое достижение дипломатии, и нам нужно его развивать”, — заявил представитель генсека ООН Фархан Хак, комментируя выступление премьер-министра Израиля. Говоря о ядерной программе, которую Иран проводил в прошлом и к которой апеллировал премьер Израиля, Хак подчеркнул, что “МАГАТЭ было поручено ее изучить и оценить”. В МАГАТЭ заявили, что после 2009г. не регистрировали признаков разработки ядерного взрывного устройства Ираном.
Судя по всему, телодвижения Израиля и США вызваны их стремлением ослабить позиции Ирана на Ближнем Востоке. США обеспокоены стремлением Ирана доминировать на Ближнем Востоке и настроены на тесное сотрудничество со своими региональными союзниками, включая Израиль, в противодействии этой угрозе, заявил госсекретарь США Майк Помпео. По его словам, сделка с Ираном по ядерной программе не дает гарантий, что у страны не появится ядерное оружие. Кроме того, он заявил о наличии у Вашингтона “всеобъемлющей иранской стратегии”, которая учитывает не только атомный проект Тегерана, но и “неядерные” угрозы с его стороны, включая экспансию в Сирии. В числе неядерных угроз, которым собирается противодействовать американская администрация, госсекретарь назвал ракетные программы Ирана, поддержку им движения “Хезболлах” в Ливане и повстанцев-хуситов в Йемене, размещение тысяч боевиков-шиитов в Сирии.
По-видимому, заявление Нетаньяху об обнаружении документов, доказывающих, что у атомной программы Ирана была секретная военная составляющая, было адресовано, в первую очередь, США, чтобы вдруг не дали отступного. Израилю не нравится, что Иран все больше укрепляет свои позиции в Сирии и закладывает основу для постоянного присутствия на сирийской территории. Как отмечает руководитель центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов, в Сирии есть области, которые контролируют различные шиитские ополчения, они не подчиняются официальному Дамаску, а только Ирану. Даже в республиканской гвардии Асада, в его фактически элитных частях, присутствуют иностранные проиранские элементы. Эксперт считает, что, показывая, что Иран представляет опасность, Израиль пытается найти новых союзников, в первую очередь, в лице США.
Столкновения Израиля и Ирана в Сирии вызывают серьезную обеспокоенность. По сообщениям СМИ, Израиль нанес серию ракетных ударов по объектам Сирийской арабской армии (САА) и поддерживающих ее иранских ополченцев в окрестностях Хамы и Алеппо. Израильская сторона не подтвердила, но и не опровергла факт атаки, но закрыла воздушное пространство на севере страны, опасаясь ответных ударов Тегерана или союзных ему отрядов, базирующихся в Сирии и Ливане. При этом премьер-министр государства Бениамин Нетаньяху предупредил Россию и США, что Израиль перейдет к прямым военным действиям в том случае, если Иран атакует его с сирийской территории.
1 мая израильские парламентарии наделили премьер-министра и министра обороны правом в экстренных случаях вдвоем принимать решение об объявлении войны вместо требовавшегося до сих пор согласия всего правительства. При этом в документе говорится, что для принятия решения о начале военных действий будет достаточно присутствия на заседании половины членов военно-политического кабинета — форума ключевых израильских министров. Эксперты не исключают, что между Израилем и Ираном вскоре может развернуться полномасштабное столкновение, в которое могут быть вовлечены другие стороны.
Статья опубликована 4 мая, 2018 13:16
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…