Между Израилем и Ираном разразился скандал, вызванный заявлением израильского премьер-министра Бениамина Нетаньяху о том, что в их распоряжение попал полутонный архив — порядка 100 тысяч бумажных и цифровых документов, которые доказывают, что у атомной программы Ирана была секретная военная составляющая под кодовым названием “проект Амад”.
Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что обвинения Израиля были “старыми обвинениями”, которые в прошлом рассматривались Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). По его словам, президент США Дональд Трамп “ухватился за перефразированные старые заявления, которые уже раньше рассматривались МАГАТЭ, чтобы отменить сделку. Как удобно. Спланированный выбор времени предполагаемых разведывательных разоблачений от мальчика, который кричит “волки” всего за несколько дней до 12 мая. Но стремительность Трампа к празднованию раскрыла правду”, — написал Зариф в своем твиттере.
Как известно, Трамп обещал, что примет решение по ядерной сделке с Ираном к 12 мая, когда он должен будет в очередной раз продлить режим снятия санкций с этой страны. Нетаньяху с самого начала называл сделку “исторической ошибкой”. Премьер-министр Израиля стремился доказать, что соглашения не только легализуют положение Ирана в качестве пороговой ядерной державы, но и позволят ему расширить за счет снятия санкций поддержку сателлитов по всему Ближнему Востоку, включая военизированные группировки в Ливане, Сирии и Йемене. В связи с этим Нетаньяху поддерживает намерение американского лидера Дональда Трампа ужесточить иранскую сделку. Против выступает целый ряд стран Евросоюза. Глава дипломатии ЕС Федерика Могерини по поводу заявлений Нетаньяху по Ирану заметила, их нужно оценить, посмотрев на документы, а также дождаться мнения МАГАТЭ, но пока нет аргументов, что Тегеран нарушил свои обязательства в рамках соглашения по атому. “Из первых сообщений я увидела, что премьер-министр Нетаньяху не поставил под сомнение соблюдение Ираном обязательств по СВПД, имея в виду ядерные обязательства на период после 2015 года”, — отметила она. По ее словам, ядерное соглашение основано на конкретных обязательствах, механизмах проверки и очень строгом мониторинге фактов, осуществляемом МАГАТЭ, которое опубликовало 10 докладов, подтверждающих, что Иран полностью выполнил свои обязательства. “В любом случае, если какая-либо сторона и если какая-либо страна располагает какой-либо информацией о несоблюдении, она может и должна направлять эту информацию надлежащим, законным, признанным механизмом в МАГАТЭ и совместную комиссию по наблюдению за ядерной сделкой, которую я возглавляю и которую я созывала всего пару месяцев назад”, — заявила она, добавив, что “у нас есть механизмы для решения возможных проблем”.