— Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Я благодарен, что приняли мое предложение. Я сегодня хочу с вами поделиться некоторыми мыслями. Наверное, вы знаете о моем вчерашнем заявлении, где я обратился к Президенту Республики Армения, предложив и попросив, чтобы обратился с призывом к политическим силам — парламентским, внепарламентским, чтобы в каком-либо формате была организована встреча и были обсуждены задачи выхода из этой политической ситуации. Между прочим, я отметил, что нет никакой закрытой повестки, вплоть до внеочередных выборов, если парламентские партии согласятся. Также, пользуясь случаем, хочу, чтобы вы, уважаемые коллеги, поскольку вы — самый активный политический слой, призывали к примирению.
Мы сегодня в политической повестке не ставим никаких ограничений и не ставили, и согласно этому, думаю, что самое логическое решение состоит в том, чтобы политические партии в рамках нашей Конституции, в рамках закона сели и обсудили. Если они решат, что есть необходимость во внеочередных выборах, определят те сроки, в которые они хотят, чтобы подготовиться и чтобы все были в равных условиях игры. То есть, чтобы они решили и в соответствии с этим мы двигались вперед.
Если так будет продолжаться, у нас будут экономические проблемы, туристы не будут приезжать, инвесторы возвращаются, у нас есть призыв, у нас множество проблем. Нестабильная ситуация не может дать пользы нашей стране, по этой самой причине прошу всех граждан, бабушек, дедушек, родителей, студентов, детей думать максимально трезво, что мы хотим. Я очень ценю и уважаю волю и мнение наших граждан, недовольство, поэтому мы уже дали соответствующую реакцию, удовлетворили пункты. Мы заявляем гражданскую повестку, мы заявляем, что гражданские силы сядут и будут говорить. Давайте позволим, чтобы политические силы сели и договаривались, чтобы мы не оказывали давление друг на друга. Вот в чем было мое беспокойство, которое я хочу высказать.
Я регулярно держу руку на пульсе, вижу, насколько падает туризм, насколько падает интерес бизнесменов. Мы придем к ситуации, что поднять эту экономическую ситуацию будет довольно сложно. Мы в первые три месяца имели 10,6 процентов экономического роста и были на хорошем тренде, мы очень хорошо осознаем, что большая часть наших граждан еще этого на себе не чувствует, но мы должны также понимать, что другого варианта нет, это должно прийти к точке насыщения, в случае чего уже большая часть граждан начнет чувствовать.
— Господин Карапетян, вчера и сегодня Вы говорили о возможности внеочередных выборов, то есть Вы готовы к такому развитию, к такой возможности. Но вы знаете, что Никол Пашинян утверждает, что до внеочередных парламентских выборов властное большинство в Национальном Собрании должно выбрать народного кандидата в премьер-министры. Прошу четко ответить, Вы считаете возможным это предложение, прежде всего, выбрать так называемого народного кандидата в премьер-министры.
— Объясните, что такое так называемый народный кандидат в премьер-министры?
— Пашинян объяснил, что на площади выкриками будет выбран кандидат.
— Смотрите, я не знаю никакой страны, где избранный народом кандидат выбирается так. Для этого существуют выборы. Там есть граждане, которые недовольны. Но как измерить, хотят эти граждане Никола Пашиняна? Другие граждане хотят другого кандидата? И как нам поступать? Каковы критерии? Вы знаете какую-нибудь страну, в которой так выбирается избранник народа? По этой самой причине предлагаем: давайте проведем внеочередные выборы, и если избранником народа является он, он пойдет. Конституция сегодня не запрещает, чтобы в Национальном Собрании их фракция представила своего кандидата. Пусть представят и если победят, то, да. Но мы не можем, понимаете, создавать субъективные части, по которым будем говорить — я избранник народа, избранник этой части, избранник той другой части и так далее.
— То есть вы исключаете эту возможность, что власти пойдут на этот шаг?
— Я исключаю, потому что избранник народа так не избирается. Избранник народа избирается на выборах. Я не исключаю, чтобы избранник народа стал кандидатом, и это не моя воля или желание.
— Но не на площади и указанный Пашиняном.
— Однозначно.
— Господин Карапетян, следующее, что если будет выбран их премьер-министр, народный премьер-министр, будет образовано правительство, законы, будет изменен Избирательный кодекс, будет изменен Закон “О партиях”, тогда только они будут готовы к внеочередным выборам. В этом случае есть обеспокоенность, что выборы будут опять сфальсифицированы.
— Это субъективное желание одной политической силы. У нас были выборы 2017 года. Мы все зафиксировали, что они были еще лучше, чем предыдущие. Мы следующие хотим сделать, чтобы были еще лучше. Мы не уверены, что следующие или какие-либо выборы в какой-либо стране до конца идеальны, потому что выборы отображают все болезни нашей политической культуры, нашего общества. Согласны вы со мной, что у нас есть множество проблем — учиться, изменяться, развивать политическую культуру, спорить друг с другом, разговаривать?
— Этому избирательному кодексу и системе Пашинян не верит.
— Пусть они соберутся политическими силами, побеседуют, для того мы и создаем платформу. Пусть он поднимет этот вопрос, все вопросы, которые волнуют, и мы должны сесть за стол. Мы очень уважаем мнение наших граждан, но мы с вами выработали культуру, Конституцию, законы и не можем выходить из этого поля. Мы посылаем миру плохие сигналы, что кроме того, что попадаем в катаклизмы, мы регулярно можем субъективным образом трактовать слова “избранник народа”. Нет такого избранника народа.
— Господин премьер-министр, оппозиция в последнее время высказывала недовольство в связи с этой рейтинговой избирательной системой и требовала, чтобы она была отменена. Теперь, когда Вы говорите о внеочередных парламентских выборах, прежде готовы ли власти пойти на такой шаг и упразднить эту рейтинговую систему, которой недовольны?
— Это вопрос не властей, а политических сил, парламента, и я заявил, что никаких ограничений нет — пусть политические силы встретятся, чтобы не получилось так, будто это произошло под диктовку, по воле одной политической силы. Исходя из искренних и прекрасных патриотических порывов, я не исключаю этого, но политические силы должны решить, как будем проводить внеочередные выборы, как меняем правила игры, если подобной необходимости нет.
— Господин Карапетян, Никол Пашинян говорит о том, что Республиканская партия должна уйти и никто из Республиканской партии не должен быть кандидатом на пост премьер-министра. Если нет, отсутствует возможность внеочередных выборов и в семидневный срок РПА выдвинет кандидата, у фракции имеется свой кандидат? Много говорят о Вас — мол, возможно, премьером станете Вы.
— Смотрите, я очень уважаю политическое мнение наших политических деятелей и лидеров, но, когда говорим о политической культуре, толерантности — можно критиковать, но недопустимо говорить ультимативно — этот не должен быть, должен быть другой. Кто это решает? Один из вариантов решения — выборы. Возможно, того, кого не любит Никол Пашинян, любит один сегмент, и наоборот. Теперь, противная сторона должна выйти и сказать — упраздним эту партию? К чему мы хотим прийти — к диктатуре? Хотим диктовать? Надо провести выборы, поймем, кого хотят наши массы. Следующие выборы также будут обладать недостатками. Я не говорю заранее, чтобы оправдать некие вещи — нет, но мы с вами должны понять, что эти болезни, проблемы, уровень образованности, уровень зависимости, все эти хвори и болезни, которыми страдает наше общество, переносятся в политические партии, и болезни эти присутствуют во всех политических партиях, в том числе и в нашей партии, нашей политической команде, и мы все должны регулярно работать над этим, дабы это изменилось.
— А какова атмосфера внутри партии, пресса много пишет, что внутри партии, в Республиканской партии, уже есть некие процессы.
— Рабочая атмосфера.
— Господин Карапетян, поскольку Вы четко сказали: исключено, чтобы правящая сила избрала премьер-министром кандидата, выдвинутого на площади…
— Извините, я не так сказал, я не исключаю. И это “я” мы должны искоренить из нашей политической культуры. Не я исключаю.
— Власть…
— И не власть — закон. Мы говорим, что избранник народа, вотум доверия народа определяется выборами. И если определенная масса доверяет одному… По какому критерию мы говорим, что он — избранник народа. Единственный критерий — выборы, других не существует. Если Вам известна страна, где так избираются — укажите мне.
— Очень хорошо. Говорите, закон запрещает, и нет такой возможности избрать кандидата в премьер-министры на площади. У Вас нет опасения, что, отвергая это предложение, требование, повторится тот же сценарий и напряженность, которые мы видели в течение минувших дней?..
— Мы не отвергаем. Эта политическая сила сегодня в Национальном Собрании имеет возможность представить своего кандидата согласно Конституции, нормам и тем правилам игры, которые сегодня действуют. Пусть представят, пусть их фракция представит, но не заявляют — “мы избранники народа”, поскольку выборы не состоялись.
— У Вас нет опасения, что ситуация вновь накалится, господин Карапетян?
— У меня есть опасения, и у меня есть также решение. Я предложил, чтобы все политические силы сели за переговоры и договаривались в конституционном поле, на поле правил игры. И не пытались диктовать друг другу свою волю. Чрезвычайно важно вернуться к нормальной жизни.
— Господин Карапетян, откликнулся ли Президент РА на Ваш призыв об организации встречи с политическими силами, и когда состоится эта встреча?
— Я полагаю, что откликнулся. Я лично не видел, но говорил с ним утром, и он также был обеспокоен этой ситуацией. Думаю, помимо реакции, у него будут личные телефонные переговоры, встречи. И я надеюсь, что все наши политические силы пойдут на этот шаг, надеюсь, все наши граждане побудят политические силы сесть за переговоры и найти решения. Иного варианта у нас нет. Если мы не найдем решение — возникнут проблемы в экономике, во всем. Это отразится на каждом из нас — зарплата, рост, пенсии, воинский призыв, туристы и т.д. У нас есть много инвесторов, проекты которых были в повестке на нашем столе и которые отсрочили свои решения. нужны переговоры.
— Переговоры вроде бы не получаются — то встреча с Сержем Саргсяном прервалась на половине, то отменили встречу с Вами?
— Ну поэтому я и попросил Президента Республики Армения создать специальную платформу, и думаю, Вы видели и мой комментарий, и господина Никола Пашиняна относительно нашей несостоявшейся встречи. Насколько я знаю, там нет противоречий — просто там не предполагались переговоры и диалог. К сожалению, в этом случае встреча просто не имела перспектив.
И последнее. Я чрезвычайно заинтересован в том, чтобы вы, как активные граждане РА, попытались посеять толерантность, потому что последствия всего этого не могут быть хорошими. Спасибо, желаю всего доброго.
Статья опубликована 27 апреля, 2018 11:43
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…