Мирный митинг неповиновения, начавшийся вечером 13 апреля на площади Свободы, буквально за день-два трансформировался в агрессивные действия. Напомним, что еще 31 марта депутат Национального Собрания, лидер партии “Гражданский договор” и оппозиционного блока “Елк” Никол Пашинян начал движение под девизом “Мой шаг” в знак протеста против выдвижения уже экс-Президента РА Сержа Саргсяна на пост премьер-министра.
Очень скоро митинг вышел из-под контроля организаторов — принося извинения, Никол Пашинян с помощью возглавленных им протестующих граждан ломали двери, били окна, ворвались в являющееся режимным объектом здание ЗАО “Общественное радио” Армении, попытались войти в помещение полицейского участка, заведомо зная, что там хранится оружие. И все это, подчеркнем, с извинениями, поскольку движение было декларировано как мирная акция гражданского неповиновения.
Мирные протестанты перекрывали улицы и мосты, весьма опасным способом создали помехи в работе метро, нарушили право граждан на свободное передвижение. Собравшимся внушили, что они имеют право на все — ломать двери и окна, блокировать жилые дома и государственные учреждения, и никто не в праве не то что наказать за содеянное, но даже слова худого сказать. Потому что такова их форма выражения протеста. Люди эти и слухом не слыхивали, что их права кончаются там, где начинаются права других.
Митингующие, с легкостью уверовав во внушаемую им правоту, перешли к делу.
За эти дни полиция несколько раз предупреждала не продолжать собрание, дабы правоохранительные органы могли воздержаться от мер, призванных разогнать собрание. Но собрание уже трансформировалось в уличные беспорядки.
Полиция не стала прибегать к иным мерам вмешательства в свободу прав участников собрания, но коль скоро “разгул демократии” продолжался, а организатор акции, народный избранник Никол Пашинян грозился блокировать Национальное Собрание, дабы сорвать избрание премьер-министра, Полиция вынуждена была выставить кордон и перегородить колючей проволокой проспект маршала Баграмяна, где находится законодательный орган страны.
В понедельник после полудня господин Пашинян направился с участниками акции к парламенту, чтобы устроить там “прием граждан”, хотя уже более десяти дней неразлучно находился со своим электоратом. Проще говоря, намеревался нескольких сот человек провести в здание парламента. Встретив сопротивление полицейского кордона, попытался преодолеть колючую проволоку и повредил руку. Дабы оттеснить напирающую на колючую проволоку толпу и избежать трагедии, полиция вынуждена была применить спецсредства — свето-шумовые гранаты, от которых пострадали и полицейские, и участники акции. Получив медицинскую помощь, Пашинян вновь вернулся на проспект Баграмяна, и акция протеста продолжилась. Заметим, она продолжалась и в момент подготовки данной статьи.
Весь вчерашний день, как и предыдущую ночь, акции по блокированию жизненно важных артерий города не прекращались: достаточно агрессивные молодые люди непрестанно провоцировали стычки с представителями правоохранительных органов, которые проявляли чудеса терпения и такта.
Что касается участия в протестной акции нескольких тысяч человек, то это метод, апробированный еще в 90-е годы: ощущая нехватку участников акции, ее организаторы ходят по улицам небольшими группами, в подходящий момент блокируют их, люди вынужденно покидают городской транспорт, идут пешком, и сами того не ведая, оказываются в числе митингующих (впереди этих граждан идут “направляющие”, которые и ведут людей к месту проведения акции). А, оказавшись зажатыми в толпе, вынужденно остаются на месте, становясь участниками митинга. Относительно многолюдные митинги последних дней, проходившие в дневные часы, именно этим и обусловлены. А затем имеет место “промывание мозгов” — постоянно повторяющиеся лозунги, истеричные выкрики ненависти, призывы избавиться от рабской зависимости и т.д. вызывают у людей приток адреналина.
Акция Никола Пашиняна также пошла по этому сценарию и зафиксировала имитацию успеха в глазах сторонников. Чем закончится вся эта история — по всей вероятности, покажут ближайшие часы, поскольку, повторюсь, грубо попираются права других граждан, в Полицию поступают жалобы на то, что люди не могут попасть домой, на работу, в больницу…
Естественно, все это не обходится и без привода в полицию наиболее агрессивных участников акции, но их в большинстве случаев быстро отпускают. Возбуждены и уголовные дела по факту организации незаконных митингов и нарушения общественного порядка.
Заметим, что Министерство здравоохранения сообщило: в понедельник днем в медицинские учреждения обратились за медицинской помощью 46 граждан, из которых 6 полицейских. Одного из них пришлось даже срочно прооперировать. Некоторые из пациентов, получив амбулаторную медицинскую помощь, были выписаны из учреждения.
Министерство также сообщает, что система здравоохранения работает в усиленном режиме обслуживания и имеет все необходимые средства для обеспечения своевременного и качественного медицинского обслуживания.
И еще, напомним, что Никол Пашинян заявил, что, если ему удастся привлечь критическую массу протестного электората, но не удастся достичь поставленной цели, то он покинет политическю арену.
Как видим, критическую массу привлечь ему не удалось.