Несмотря на реализацию множества программ, нацеленных на развитие сельского хозяйства в Армении, сфера нуждается во внедрении единой системы, над созданием которой сегодня ведутся активные работы в Министерстве сельского хозяйства. Об этом заявил на днях глава Минсельхоза Игнатий Аракелян в ходе состоявшегося в Цахкадзоре семинара для журналистов, организованном при содействии FAO (Продовольственная и сельскохозяйственная программа ООН).
“Вне зависимости от смены правительства или от того, кто приходит на должность министра сельского хозяйства, нужно иметь четкую систему, в рамках которой и осуществлялись бы изменения в направлении развития. Для создания подобной системы мы должны иметь закон о сельскохозяйственной деятельности, или закон о сельском хозяйстве. Как именно будет называться этот закон, станет ясно уже во время окончательных обсуждений. Сейчас же нами подготовлен законопроект, охватывающий довольно широкий спектр вопросов в сфере сельского хозяйства”, — рассказал глава Минсельхоза.
Новым законопроектом прежде всего предусматривается дать статус фермерам и фермерским хозяйствам, что, по словам г-на Аракеляна, позволит разграничить такие понятия, как сельчанин, обрабатывающий свой земельный участок или же фермер, занимающийся производством и переработкой сельхозпродукции, действующий уже в ином налоговом поле.
“Сегодня сельчане больше всего озабочены тем, что их многолетняя работа нигде не фиксируется, а значит, рассчитывать на достойную пенсию не приходится, несмотря на то, что они обеспечивают прибыль для страны. Давая статус фермерам, мы сумеем также решить вопрос их пенсионного обеспечения”, — уточнил руководитель сельскохозяйственного ведомства.
Необрабатываемым землям скажут “нет”
Еще один важнейший акцент в разработанном документе направлен на полноценное использование необрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения на основе сдачи в аренду земельного участка, не лишая при этом собственника права собственности на землю. Кстати, буквально пару месяцев назад, в середине февраля, премьер-министр Карен Карапетян на заседании правительства выразил обеспокоенность чрезвычайно низким уровнем использования орошаемых земель на территории Армении. По его оценкам, только в Араратской долине зафиксированная площадь орошаемых земель составляет порядка 24 тыс. га. Эти земли являются собственностью физических либо юридических лиц, но действующее законодательство не предусматривает четких, регламентированных механизмов стимулирования использования земель, привлечения к ответственности за неиспользование земель, а также прекращения прав собственности в отношении земельной недвижимости.
С учетом сложившейся ситуации, г-н Карапетян поручил в то время ответственным ведомствам разработать и представить на обсуждение правительства методы, которые простимулировали бы использование орошаемых земель сельскохозяйственного назначения. При этом он особо подчеркнул необходимость внедрения механизмов применения мер ответственности, а также уточнения процедур по приостановке прав на земельный участок.
“В действительности, этот вопрос является проблематичным, поскольку мы прилагаем различные усилия и тратим средства для увеличения площади орошаемых земель, в то время как имеющиеся земельные участки остались фактически за пределами этого процесса”, — изложил суть дела глава правительства.
Исходя из поручения премьера, Минсельхоз и выступил с законодательной инициативой, направленной на обязательное использование земель сельскохозяйственного назначения. А министр сельского хозяйства в свою очередь заявил, что использование земель сельхозназначения станет обязательным, поскольку сфера объявлена приоритетной и для ее развития нужно задействовать соответствующие механизмы, которые позволят использовать имеющиеся ресурсы с сохранением права собственности владельцев земельных участков. О каких конкретно механизмах идет речь, министр предпочел пока не говорить, поскольку возможные варианты сейчас обсуждаются, и окончательных результатов еще нет.
“В новом законопроекте мы поставили перед собой также и другие, довольно амбициозные задачи, касающиеся, в частности, уточнения методики субсидирования: как субсидировать, что субсидировать или на какую конкретно сумму нужно субсидировать, чтобы сельское хозяйство развивалось. И, наконец, в документе охвачен круг вопросов, охватывающих сферу поставок и сбыта сельхозпродукции с тем, чтобы в этом направлении также обеспечить законодательное регулирование”, — отметил г-н Аракелян.
Все эти меры, добавил он, приведут к стимулированию сферы, поскольку, помимо повышения результативности работы, фермер получит гарантии, что производимая им продукция будет закуплена.
Использование земель сельхозназначения станет обязательным, поскольку сфера объявлена приоритетной, и для ее развития нужно задействовать соответствующие механизмы, которые позволят использовать имеющиеся ресурсы с сохранением права собственности владельцев земельных участков.
Прибыльность зависит от знаний и менталитета
Проблема в том, что многие сельчане сегодня жалуются на низкий уровень прибыльности в сфере сельского хозяйства, в связи с чем они уезжают на заработки за рубеж, предпочитая работе на своих земельных участках трудовую миграцию. Однако глава Минсельхоза не согласен с тем, что прибыльность в сфере невысокая, полагая, что проблемы с прибыльностью имеются у тех фермеров, которые “не знают, как работать с землей”.
“Именно дефицит соответствующих знаний, а также проблемы с менталитетом мешают на сегодня фермерам сгруппироваться и воспользоваться выгодными финансовыми инструментами, к примеру, приобрести сельскохозяйственную технику в лизинг в рамках госпрограммы. Бессмысленно пользоваться программой лизинга, если земельный участок не превышает 60 га. Для того, чтобы осилить первоначальный взнос за его приобретение в размере 20% от стоимости техники, сельчанам следует объединиться и вместе решиться на приобретение одного трактора. Но они не идут на это. Проблема в менталитете”, — высказал свою позицию министр.
Как бы то ни было, стартовавшая весной прошлого года госпрограмма содействия приобретению сельскохозяйственной техники в финансовую аренду (лизинг) на сегодня активно реализуется. О том, каких результатов удалось добиться за этот период, рассказал замминистра сельского хозяйства Роберт Макарян, отметив, что в 2017 году было реализовано около 165 единиц сельскохозяйственной техники. За первый квартал текущего года армянские фермеры приобрели 43 единицы техники на 114 млн драмов.
Наряду с тем, как указал замминистра, ежегодно увеличиваются объемы более дорогой и качественной американской и европейской техники: за шесть месяцев 2017 года импорт в 2,5 раза превысил объемы продаж за весь 2016 год.
“Реализацию этой программы положительно оценили не только армянские специалисты. Эксперты Всемирного банка назвали ее одной из лучших в мировой практике. Возможно, в скором времени грузинские партнеры также воспользуются армянским опытом”, — обрисовал ситуацию г-н Макарян.
Условия, которые предлагаются потенциальным бенефициариям госпрограммы по лизингу, весьма выгодны для фермеров. Так, при приобретении сельхозтехники предоплата составляет 20% с процентной ставкой всего 2% годовых, поскольку 7% субсидируется государством. Что касается сроков погашения, то они колеблются в пределах 3-10 лет в зависимости от вида техники: комбайны — 10 лет, тракторы — 6 лет, а другая сельхозтехника — 3 года.
“Основная цель программы — модернизировать республиканский парк сельскохозяйственной техники, поскольку использование изношенной и устаревшей сельхозтехники сказывается на рентабельности агропредприятий. Реализация программы позволит субсидировать в годовом разрезе предоставление 500 единиц техники на 2,8 млрд драмов, что обеспечит обновление 2% парка сельхозмашин. Вместе с тем, при наличии большего спроса, правительство готово увеличить финансирование программы”, — пообещал замминистра сельского хозяйства.