Два года прошло со дня последней широкомасштабной военной агрессии Азербайджана против Арцаха. В ночь на 2 апреля 2016 года ВС Азербайджана начали боевые действия практически по всей азербайджано-арцахской границе с применением всех имеющихся в их арсенале видов вооружений. На протяжении нескольких дней, вплоть до 5 апреля, Армия обороны Арцаха вела тяжелейшие бои, отстаивая в войне же (1988-1994гг.) завоеванное арцахцами право на свободу и независимость. И отстояла.
Несмотря на многолетнюю подготовку к блицкригу, которую вел накачанный нефтедолларами Азербайджан, тратя миллиарды долларов на закупку огромных партий современнейшего вооружения и перманентно нагнетая обстановку на границе с Арцахом и Арменией обстрелами не только позиций ВС армянских государств, но и приграничных населенных пунктов, школ, детсадов. В апреле 2016-го Баку, решив, что готов к блицкригу, обрушил на Арцах всю накопленную военную мощь — от минометов, артиллерии, вертолетов и нескольких десятков танков до атакующих дронов и установок “Смерч” и тяжелой огнеметной системы ТОС-1А “Солнцепек”. Расчет был не только на перевес в вооружениях, но и на фактор неожиданности. Однако в Арцахе Азербайджан ждал свой фактор неожиданности в лице 18-19-летних бойцов-срочников Армии обороны, которые, проявляя чудеса профессионализма и героизма, сдержали всю эту смертоносную машину и прошедших подготовку в Турции элитных азербайджанских спецназовцев. Не просто сдержали, но и готовы были перейти и практически перешли в контрнаступление, которое, однако, было остановлено слезными обращениями к Москве президента АР Ильхама Алиева, напуганного и колоссальными потерями своей армии, и возможным продвижением ВС Арцаха.
Баку тщательно скрывает данные о своих потерях. МО АР сообщило о гибели лишь 31 человека, однако аналитический центр OSTKRAFT обнародовал засекреченные данные о 800 погибших. Неофициальные данные приводят цифры, переваливающие далеко за 1000. Потерянная техника — 24 танка, 4 БМП, 1 “Град”, 2 вертолета “МИ-24”, 14 БПЛА, десятки автомобилей.
С армянской стороны, согласно окончательным данным, погибли 110 человек, ранены 121 военнослужащий и доброволец. В числе погибших — один ребенок и четверо зверски убитых вторгшимися в село Талыш азербайджанскими военными пожилых людей.
Четырехдневная война в апреле 2016 стала большим уроком не только для армии, но и для всего армянского народа, всегда тяжело воспринимающего гибель каждого бойца, тем паче — стольких молодых ребят. Не было, пожалуй, человека ни в Армении, ни в зарубежной диаспоре, который бы так или иначе не оказывал или не стремился бы оказать помощь Арцаху и сражавшимся на передовой армянским бойцам. Наряду с военными специалистами армянская общественность тщательно анализировала и продолжает анализировать события тех дней, дабы не допустить повторения произошедшего. Работа по устранению проявившихся во время войны проблем, укреплению и модернизации переднего края, улучшению условий боевого дежурства, повышению безопасности бойцов на переднем крае, повышению боевого и тылового обеспечения, эффективности управления, совершенствованию системы видеонаблюдения велась и ведется ускоренными темпами. “Противник больше не сможет предпринять подобные военные действия. Но это не означает, что сделано достаточно. Война — это такое явление, когда противник непрерывно изыскивает новые формы и способы достижения превосходства, но мы работаем и в этом направлении”, — заявил начальник Генштаба ВС РА Мовсес Акопян.
“Можно сказать, не сравнить то, что было, и что есть. Но мы не удовлетворились достигнутым, не считаем, что этого достаточно, и работа продолжается”, — заверил журналистов министр обороны РА Виген Саргсян. Вечером 1 апреля он принял участие в состоявшейся у хачкара в ереванском парке имени Татула Крпеяна церемонии зажжения свечей в память о героях апрельской войны. В своем выступлении он отметил, что основной урок и совет апрельской войны в том, что войны не начинаются, не заканчиваются подписанными документами или заключенными договорами — это борьба на протяжении многих веков, борьба народа, который всегда созидал на своей земле. “Карабахская война и арцахская борьба — это всего лишь один эпизод нашей истории. Основной урок же апрельской войны в том, что эту борьбу мы должны принять как образ жизни, а не как одну битву или одну войну, которая заканчивается мирным соглашением. Даже самая тяжелая, самая трудная война заканчивается заключенными документами, договорами, это иной образ жизни. И этот образ жизни — концепция нация-армия, когда любой гражданин знает свое место в деле защиты страны”, — заявил В.Саргсян.
При посещении воинского пантеона “Ераблур” 2 апреля министр назвал самым важным тот факт, что за прошедшие годы армянское общество осознало, что защита Родины не может возлагаться на плечи лишь части общества. “Защита Родины — образ жизни всего общества, всей страны, всей госсистемы, это стержень дальнейших шагов, намеченных к реализации программ и целей. Наша борьба не начинается и не завершается Карабахом. Мы не можем рассчитывать свои силы, исходя из задачи обороны линии конкретной протяженности. Мы, как общество, должны быть готовы развиваться, быстро развиваться, одновременно делать все для защиты этого развития. Не думаю, что какой-либо министр обороны когда-либо может сказать обществу, мы все сделали, все блестяще. Если кто-то скажет подобное, это будет означать, что он не владеет вопросом полноценно”, — сказал В.Саргсян. Он заверил, что последовательная работа в направлении повышения боеспособности армии, сохранения ее репутации на том же уровне, что и при заключении перемирия, будет проводиться и впредь. Надо быть в состоянии решать не только эту задачу, но и множество других, которые могут возникнуть в условиях непростых геополитических реалий XXI века, отметил министр.
Судя по тому, что Баку, торпедируя мирный процесс урегулирования, продолжает бряцать оружием, озвучивать угрозы в адрес Арцаха и Армении и уповать на силовое решение азербайджано-арцахского конфликта, возобновление военных действий возможно в любой момент. И двум армянским государствам надо быть готовыми ко всему.