Жила-была девочка по имени Ася. Не Клячина, которая любила, да не вышла замуж, и не тургеневская тезка, а Хачатрян. Молодая девушка, а по сути ребенок. История случилась в феврале, в Степанакерте, куда наша героиня отправилась на временное проживание и работу официанткой. Видимо, в ереванских барах и пабах, где Ася работала и была завсегдатаем, был такой перебор с персоналом, что пришлось искать счастья во второй армянской республике. И в один из прекрасных дней Асю поздно ночью задерживают местные полицейские, хамят ей, вменяют синий цвет волос и курение в общественном месте. Отводят в отделение, дают оплеуху, пеняют, что в таком виде в Степанакерте гулять нельзя, и пр.
Сразу по горячим следам девушка жаловаться не стала, и только сейчас, спустя два месяца, уже в Ереване обратилась в соответствующие инстанции (прокуратуру) и начала давать интервью. Примечательно, что в своих рассказах она постоянно делала упор на слова полицейских — мол, это тебе не Армения, в таком виде здесь так нельзя ходить, иди, требуй законности там… Эта история, вовремя “реанимированная” перед важными государственными событиями, сразу стала достоянием СМИ, сети и поводом для горячих дискуссий. Мало того, бедную “жертву” (на этот раз арцахского “рэжима”), как отмечают многие эксперты, взяли под крыло “свидетели” Фонда Сороса, журналисты ряда армянских СМИ, представители и сподвижники ЛГБТ-сообщества и одна из их групп в фейсбуке — “Зона позитива”. Кстати, эта самая “Зона позитива” на деле далеко не позитивное место: имея более 100 тысяч подписчиков, это сообщество откровенно пропагандирует ЛГБТ движение, стебется и оскорбляет власть и армию.
Фактически все эти годы упорно муссируемый определенными силами и искусственно внедряемый в головы людей тезис о “нелюбви”, существующей между арцахцами и гражданами Армении, в свете этой истории получил теперь уже другой, неприятный и двусмысленный окрас. Что касается самой героини, то она откровенно говорит, что ведет свободный образ жизни, не признает авторитетов, пацифист и вообще человек мира — для нее нет разницы, кто пред ней — турок, индус или американец. А вот в Карабахе все иначе: там знают, что такое война и турок, там более патриархальные взгляды, в том числе и на то, как должна выглядеть и вести себя девушка. Там нет оппозиции, “пятой колонны” и проповедников сомнительных ценностей. Там свои законы, может, для кого-то и суровые (считай, военного времени) и свои понятия о морали и благопристойности. Вместе с тем это гостеприимная земля, где любят и прекрасно встречают гостей, вне зависимости от их цвета кожи и волос. И курящих туристок никто в КПЗ не отправляет. Чудесное, безопасное место, куда всегда хочется вернуться. Как хорошо сказал по поводу истории с Асей политолог Грант Мелик-Шахназарян: “Знаете, что в подобных историях меня обнадеживает? Та уверенность, что полицейский, охраняющий закон и порядок на улицах Степанакерта, обеспечит и духовную и нравственную безопасность всего народа”. И да, для кого-то нравственность и ценности лежат лишь в “европейской” плоскости, однако есть и другие, более традиционные точки зрения и убеждения. На то и демократия…
А вот почему с Асей поступили столь недемократично и почему она вызвала интерес у арцахских полицейских — большой вопрос. Может, правоохранители почувствовали что-то неладное — откровенный эпатаж вызвал подозрение? Проблема в том, что мы знаем историю лишь с ее слов, и пока не имеем информации от другой стороны. Однако омбудсмен Арцаха Рубен Меликян, после вброса истории Аси в сеть и СМИ, сразу направил запрос в Полицию НКР с просьбой представить разъяснения касательно всех ее утверждений. Полиция же Арцаха немедленно принялась за проверку сведений и дала делу полный ход. И, если действия правоохранителей носили неправомочный характер, они понесут наказание, и весьма строгое. Служебное расследование этой мутной и туманной во всех смыслах истории находится под контролем Президента Арцаха Бако Саакяна. Так что в скором времени мы узнаем и противоположную точку зрения. Можно предположить, что полицейские Арцаха были грубы с девушкой, которая, между прочим, ругается, как сапожник, и заставляет краснеть даже мужчин. И даже могли сказать — “иди к себе, там самоутверждайся, как хочешь”, и дать оплеуху за недостойное на их взгляд поведение. И если так оно и было, будут наказаны. Но это не значит, что в Арцахе плохо относятся к ереванцам, и наоборот. Мы любим друг друга, и как в любой семье можем иногда “переругиваться”, но, когда приходит время, мы стоим друг за друга горой. А то, какой нерушимой является связь Армения-Арцах, в очередной раз наглядно продемонстрировала апрельская война 2016-го, когда вся Армения (в том числе и диаспора) ринулась на помощь Карабаху. Бок о бок там сражались и погибли парни двух армянских государств. Мы живем и воюем вместе, так было и так будет. А все эти искусственные и вредные “противопоставления”, выгодны лишь врагам двух армянских государств. И эта история, поначалу казавшаяся вопросом правовым, перешла в плоскость политическую. Жалуешься в ереванскую прокуратуру — сиди, жди ответа. Если жалуешься на арцахскую полицию — там и жалуйся: реакция последовала бы незамедлительная. А не тогда, когда уже много воды утекло и вообще постфактум приходится разбираться. История Аси была вброшена и раздута не во имя защиты ее прав, и не касается культурных кодов, а спланированная политическая акция. Яркий тому пример — “манифест”, сочиненный протестантами, под лозунгами которого они пошли к постпредству Арцаха. Лозунги носили взаимоисключающий характер — были как оскорбительными, так и “восхваляющими” Арцах. А на деле — омерзительными… Судите сами: “Свободный Арцах не приветствует вас”, “Арцахский шариат приветствует вас”, “А что ты куришь во имя Арцаха?”, “Я тоже синий — побей меня”, “В Арцахе нет места насилию”, “Я в Арцахе свободен” и т.д.
Девушка же — всего лишь игрушка в чьих-то умелых руках, случай с которой для кого-то стал хорошим поводом, аккурат перед второй годовщиной апрельской войны, попытаться вбить клин между Арменией и Арцахом. Молодежи всегда весело в революционеров играть. Она может и очень искренняя в своих порывах, и не понимает, что, пользуясь ее наивностью, ее просто заставляют “таскать каштаны” из огня. Вопрос только, на чью “кухню”.
А главные “повара” все пробуют и пробуют — то так, то эдак, ищут брешь в “нашей обороне”. Но как показывает время — не получается или получается, но плохо… Дымком синим отливает, а то и вовсе туманом заволакивает… Обманным, с ложным дискурсом.