Сборная Армении по футболу, по словам наставника команды Артура Петросяна, завершила этап контрольных матчей и переходит к непосредственной подготовке к стартующему осенью турниру Лиги наций. Что и говорить, наша команда не прошла проверку Прибалтикой. Но удручает не сама безвыигрышная серия в домашних, пускай и не имеющих турнирного значения, матчах с эстонцами и литовцами, а прежде всего — беззубая игра отечественной дружины.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять — трудно рассчитывать на успех, нанося в двух играх всего 5 ударов в створ ворот (согласно статистическим выкладкам). Причем все только в одной из них. Обусловлено это разными причинами и, прежде всего, применением в этих встречах разных тактических схем и экспериментами с составом. В частности, против Эстонии наши играли с двумя опорными, одним — выдвинутым полузащитником и одним номинальным нападающим, которому постоянно составляли компанию подключающиеся из глубины партнеры. Против литовцев же у нас действовали два опорника, два крайних и двое центральных нападающих. Однако же не сработал именно этот — более атакующий вариант. Отчасти от того, что пара центрфорвардов в лице Норберто Балекяна и Саргиса Адамяна действовала абсолютно несогласованно. Оно и понятно, учитывая, что это была их вторая совместная, причем неполная игра. Но проблема в том, что до старта в Лиге наций у них просто не будет времени на то, чтобы сыграться. Так что, эффективность комплектования команды методом “с миру по нитке”, воплощаемая федерацией футбола Армении, вызывает определенные сомнения. Таковы общие наблюдения по итогам прибалтийского зачета нашей сборной.
Теперь перейдем к деталям. По сравнению с предыдущей игрой, в матче с литовцами армянские тренеры почти наполовину изменили стартовый состав. Корректировки коснулись линии защиты и нападения, в каждой из которых на поле вышла новая пара фланговых игроков. Свой шанс получил и вратарь Гор Манукян, дебютировавший в национальной сборной. Нужно признать, что он, как и до этого Арам Айрапетян, произвел вполне благоприятное впечатление, от чего становится не очень понятным упорное желание президента ФФА пригласить голкипера из-за рубежа. Конечно, у молодых ребят еще есть определенные технические изъяны и дефицит опыта, но и откровенно слабыми их никак не назовешь. Примечательно, что в ходе игры Манукян получил болезненный удар по ноге, но, проявив стойкость, остался на посту и справился с задачей довольно неплохо.
Что касается крайних защитников, то реальным новичком стал только игрок “Ширака” Роберт Дарбинян, сыгравший справа. На противоположном фланге действовал Гаэль Андонян, уже 20 раз надевавший футболку сборной Армении. Но играл он в основном в центре защиты, и только теперь тренеры проверили его в новом амплуа. Получилось не то, чтобы очень, но сносно. Чего, конечно, не скажешь о Дарбиняне. Роберт проявил себя цепким, настырным защитником, но в то же время часто терял позицию, не успевал закрыть зону. Возможно, в некоторой степени сказалось дебютное волнение, однако правда и в том, что ему также не хватает опыта и мастерства. Как и в случае с вратарями, это не приговор, но на исправление ситуации требуется время. Так или иначе, в крайнем случае тренеры могут положиться на него. А наглядным примером того, какое значение имеет опыт в становлении молодых игроков, является игровой рост Айка Ишханяна, который, будучи новичком в сборной, уже постепенно закрепляется в ее составе.
Перейдем к следующему звену эксперимента — крайним нападающим. Справа играл опытный уже Геворг Казарян, а слева совсем молодой Эрик Варданян. Если мастерство и класс Казаряна не вызывает вопросов, то этого не скажешь о его функциональной подготовке. Объяснение очень простое — Геворг недавно восстановился от тяжелейшей травмы, из-за которой пропустил предсезонную подготовку и теперь просто не набрал лучшую форму. А вот Варданян на наш взгляд — будущее сборной. Быстрый, не по годам агрессивный форвард, к тому же с нестандартным игровым мышлением и обладающий сильным ударом. Если не произойдет ничего экстраординарного, то с годами он вырастет в сильного форварда.
Тему же Балекяна и Адамяна мы уже затронули, но кое-чего хочется добавить. На первый взгляд они игроки разного стиля. Адамян — юркий нападающий, умеющий запутать и продавить защитную линию соперника, но вот с заключительным ударом у него явные проблемы. Похоже, Саргису не хватает еще и голевого чутья, что очень важно для нападающего. Но подыграть и обострить игру он вполне может. Балекян же типичный представитель южноамериканского футбола, но немножко долговязый. Кажется, дай ему простор и он разорвет соперника, но в европейском футболе таких вольностей ему редко кто предоставит, а потому тренерам придется найти ему наиболее эффективное применение. В противном случае Балекян вряд ли приживется в нашей сборной.
В матче с литовцами критики не избежал и Генрих Мхитарян, игра которого порой явно не шла. Но все же наш капитан выделялся своими действиями. Да, не столь яркими, как в “Арсенале”, но ведь там он выполняет совершенно иные функции и играет на другой позиции. На этот раз действия Генриха были больше направлены на разрушение игры соперника, нежели — созидательный процесс своей команды. Было ли это задумкой тренеров или так получилось — трудно сказать? Во всяком случае, на послематчевой пресс-конференции Артур Петросян так и не дал внятного ответа на этот вопрос, отметив, что плохо сыграла вся команда.
Кстати, главный тренер признался также, что по ходу матча вынужден был трижды менять тактическую схему игры, но ни одна из них не сработала. Удивляет другое — А.Петросян говорит, что наша команда вынуждена была подстроиться под диктовку соперника, но лучшее ли это решение для контрольного матча? Ведь такие игры призваны обеспечить проверку не только отдельных футболистов, но и разных звеньев в заранее предусмотренных гипотетических игровых ситуациях. Как, например, на военных учениях. Трудно представить, что будет с генералом, который заявит, что на учениях его войска не справились с задачей, поскольку противник нарушил их планы. В любом случае, у Петросяна и его помощников есть время для исправления ситуации. Будем надеется, что у них получится.