Местное бизнес-сообщество, судя по наметившимся тенденциям, начало проявлять заметную активность как в плане расширения собственного производства, так и инвестирования в новые проекты. Как заявил на днях министр экономического развития и инвестиций Сурен Караян в ходе правительственного часа в парламенте, общий объем инвестиций в экономику Армении в 2017 году составил порядка 865 млн долларов, из которых более 68% пришлось на долю вложений со стороны частного сектора.
Рост этих показателей, конечно же, очень важен. Но не только в плане увеличения их объемов, но и с точки зрения создания благоприятной бизнес-среды в стране. Ведь, как неоднократно говорил премьер-министр Карен Карапетян, для привлечения иностранного инвестора прежде всего необходимо активизировать внутреннего инвестора. В этом смысле самым главным положительным моментом является то, что государство взяло на себя инициирующую роль. И процесс этот продолжается, поскольку в последнее время правительством был принят ряд решений, которые могут оказать весьма существенное влияние на улучшение бизнес-климата в Армении и создание более благоприятных условий как для уже действующих компаний, так и с точки зрения привлечения иностранных инвестиций в страну.
Стимул для переоснащения производства
Начнем с того, что с января текущего года хозяйствующие субъекты освобождены от выплат налога на добавленную стоимость при импорте всех видов машин, оборудования и сырьевой продукции. По мнению председателя Союза промышленников и предпринимателей Армении Арсена Казаряна, нововведения можно назвать революционными как в плане улучшения бизнес-среды в стране, так и повышения инвестиционной привлекательности Армении и ее рейтинга на международной арене.
Предприниматели, действительно, ждали этого решения очень долго. В реалиях ситуация раньше выглядела следующим образом. Предположим, кто-то решил построить в Армении винодельческое предприятие. Однако при ввозе оборудования, машин и сырья инвестору приходилось платить НДС на границе даже при условии, что деятельность его еще не начата. Это приводило к искусственному удорожанию самого проекта. Да, правительство в свое время внедрило инструмент по продлению на три года сроков возврата НДС, но по истечению этого времени приходилось все равно платить.
Понятно, что такой расклад не мог не оказать воздействия на объемы привлекаемых инвестиций в производство. Более того, это влияло и на техническое переоснащение действующих в Армении предприятий, потому что многие бизнесмены не имели возможности выплачивать дополнительные суммы НДС на границе от стоимости ввозимого оборудования. А обеспечить рост без переоснащения производства и внедрения современных технологий практически невозможно.
Инициатива правительства относительно неуплаты НДС на границе при ввозе машин, оборудования и сырья как раз и приведет к росту оборотных средств компаний, которые могут быть направлены на расширение бизнеса. При этом, сокращая возможности пополнения бюджета налоговыми поступлениями, правительство шло на большой риск. Но, с другой стороны, облегчение бремени налогоплательщиков могло бы привести к их активизации и, соответственно, росту налоговых отчислений. Судя по последним показателям собираемости налогов, именно это и происходит. Так, в январе 2018 года были обеспечены поступления в госбюджет на сумму свыше18 млрд драмов, что превысило прошлогодний показатель на более чем 3 млрд драмов, или на 20%. И это при том, что в результате вступления в силу с 1 января нынешнего года новых законодательных регулировок, при импорте оборудования промпроизводства и машин на сумму свыше 13,2 млрд драмов не был начислен НДС в размере 2,6 млрд драмов. В Комитете по госдоходам (КГД) подсчитали, что в годовом разрезе сумма невыплаченного НДС на таможенной границе может достигнуть отметки в 40-45 млрд драмов.
Излишки можно использовать с пользой
Еще одно изменение, нацеленное на эффективное использование финансовых ресурсов бизнес-сообществом, состоит в том, что хозсубъекты получили возможность для возврата излишков сумм НДС, начисленных с оборота, или взаимозачета другими налоговыми обязательствами (налог на прибыль, подоходный налог и др.). Ранее эти средства могли быть зачтены только в счет сумм НДС для следующего отчетного периода выплат, более того, возврату излишки средств не подлежали, если, конечно, речь не шла о сделках с нулевой ставкой НДС.
У многих предпринимателей возникал вопрос: если у него имеются излишки налоговых выплат, то почему эти средства учитываются только по линии НДС? К примеру, импортер ввез товар и заплатил на границе несколько миллионов драмов по НДС. До тех пор, пока он не реализует товар (а это может продлиться и год-два), сумма перечислений НДС не будет заново пересчитана, и деньги предпринимателя, по сути, будут заморожены. Подобное ограничение, с одной стороны, снижало эффективность использования оборотных средств хозсубъектами и заодно негативно сказывалось на рейтинговых показателях Армении при оценке уровня благоприятности деловой среды.
Теперь же, как рассказал на днях начальник управления мониторинга и проверок Комитета по государственным доходам Тигран Киракосян, если на 21 число месяца, следующего за каждым отчетным полугодием, в наличии у хозсубъекта имеется возмещаемая сумма НДС, то на основании его письменного заявления эта сумма в течение трех дней поступает на единый счет.
“Это новые реалии в Налоговом кодексе. До 2018 года возмещаемый счет НДС, то есть дебетированные суммы, могли направляться только на покрытие последующих обязательств по НДС, возникающих у налогоплательщиков. Применительно же к экспортным сделкам, облагаемым нулевой ставкой НДС, они могли идти в зачет, либо возвращаться”, — пояснил представитель КГД.
Говоря языком цифр, в целом по итогам 2017 года хозсубъектам, осуществляющим экспортную деятельность, вернули порядка 60 млрд драмов, что больше годового показателя на 24,3%. Однако те плательщики НДС, которые не заключали подобных сделок, согласно действовавшим до 2018 года нормативам, не имели юридической возможности направлять возмещаемые, то есть дебетированные суммы на покрытие налоговых обязательств или же осуществлять их возврат.
“Сейчас же плательщикам НДС предоставлена возможность более эффективно распоряжаться, управлять и использовать свои оборотные средства”, — уточнил г-н Киракосян.
По состоянию на 21 марта КГД уже получил 34 заявления относительно изучения сумм, подлежащих внесению на единый счет, общий размер которых составляет 8,6 млрд драмов. Из рассмотренных девяти заявлений уже обоснована сумма в 464,2 млн драмов, которая и была внесена на единый счет. А вот средства в размере 75,2 млн драмов в ходе изучения в Комитете по госдоходам посчитали необоснованными. Что касается остальных 25 заявлений, то они, по словам начальника управления мониторинга и проверок КГД, находятся на стадии рассмотрения.
В целом же, в результате внедрения новых механизмов налогообложения в пользу деловой среды, государство оставляет у хозяйствующих субъектов примерно 80-90 млрд драмов. В этом и заключается долгосрочная стратегия правительства, направленная на сохранение оборотных средств у хозяйствующих субъектов, которые они могут инвестировать в бизнес и расширять свою экономическую деятельность или же увеличивать зарплаты своих работников.