Мировой новостью номер один на этой неделе стало увольнение Рекса Тиллерсона с поста госсекретаря США и назначение на эту должность бывшего директора ЦРУ Майка Помпео. Решение президента Дональда Трампа стало неожиданностью, хотя слухи о неких разногласиях между главами Белого дома и Госдепартамента и о грядущей отставке Тиллерсона бродили в СМИ еще с прошлого года. Ныне сам Трамп сообщил журналистам о противоречиях в вопросе Ирана.
В отличие от Трампа, готового разорвать заключенное в июле 2015г. между Ираном и шестью странами — США, Россией, Китаем, Францией, Великобританией и Германией соглашение по иранской ядерной программе, Тиллерсон считал, что с этой сделкой все в порядке. Другой источник противоречий — Северная Корея. СМИ цитируют источник в Белом доме, согласно которому президент США сменил главу Госдепартамента, чтобы сформировать новую команду перед переговорами с Ким Чен Ыном.
Назначенного новым госсекретарем США Майка Помпео называют полной противоположностью Тиллерсона. Он яро поддерживает жесткую линию Трампа в отношении Северной Кореи и является откровенным критиком Ирана, сторонником отказа от соглашения по иранской ядерной программе. В октябре 2017 года он заявил, что Иран якобы “хочет стать гегемонистской державой в регионе”, уподоблял Иран “Исламскому государству”, обвиняя Тегеран в “намерении уничтожить Америку”. Комитет по иностранным делам Сената США проведет слушания по рассмотрению кандидатуры Майка Помпео на пост госсекретаря в апреле. По мнению некоторых экспертов, и отставка Тиллерсона, и назначения Помпео госсекретарем, а его заместителя на посту главы ЦРУ Джины Хаспел — руководителем Управления, будут с одобрением встречены в Конгрессе. Американист, колумнист журналов Forbes, The National Interest и “Россия в глобальной политике” Арег Галстян считает, что с назначением госсекретарем США Майка Помпео военно-разведывательное лобби в США взяло под контроль последнюю высоту в исполнительной власти — Госдепартамент и что как минимум до 2020 года именно ВПК будет не только определять оборонную политику, но и держать под контролем дипломатическое сопровождение внешнеполитических решений.
В российском и западном экспертном сообществе отмечают, что подобные перестановки в администрации президента США не сулят России ничего хорошего. Занимаемая Помпео бескомпромиссная позиция в отношении Москвы, предлагаемые им ужесточение санкционной политики и более решительные действия в вопросе поставок вооружения Грузии и Украине, усиления позиций НАТО в Восточной Европе и Прибалтике означают продолжение политики давления на Россию.
Что ждать Южному Кавказу
Естественно, в Ереване задаются вопросом, как отразится усиление противостояния Вашингтона и Москвы на нашем регионе, в частности, не отразится ли оно на их деятельности в качестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ и на процессе урегулирования азербайджано-арцахского конфликта. Думается, США и Россия вместе с Францией продолжат действовать слаженно, как это было до сих пор. По крайней мере, в обозримом будущем. Проблемы и трения между ними в настоящее время возникают в других регионах. Посему кардинальных изменений в этом направлении в ближайшее время, как мне кажется, ожидать не следует, что, однако, вовсе не повод для успокоения. Борьба за влияние в регионе не прекращается ни на минуту, просто, к счастью для нас, не носит пока откровенно конфронтационного характера. Вряд ли стоит ожидать и резких изменений политики США в регионе в целом. В конце концов, выработка геополитической стратегии Вашингтона носит не сиюминутный характер, и у нас был не один десяток лет, дабы убедиться в этом. Кстати, буквально за день до отставки Тиллерсона и назначения Помпео посольство США в Азербайджане в ответ на недовольство Баку “созданием условий для въезда в США“ президента Республики Арцах Бако Саакяна заявило, что, не признавая “фактический режим в Нагорном Карабахе”, США поддерживают Минский процесс ОБСЕ и продолжат свою деятельность для разрешения конфликта на основе мирных переговоров и в рамках нижеследующих принципов Хельсинкского Заключительного Акта: “территориальная целостность и самоопределение народов на основе равных прав”. Что это, как не дипломатично высказанное предложение заткнуться…
Президент Арцаха Бако Саакян уже в Вашингтоне. Он посетил посольство Армении, где встретился с Чрезвычайным и Полномочным послом Армении в США Григором Ованнисяном и дипломатическим составом, обсудил с ними ряд вопросов, касающихся взаимодействия США и двух армянских государств. Глава Арцаха отметил важность тесного сотрудничества между Арцахом, Арменией и Диаспорой, подчеркнув, что это является одним из ключевых факторов успешного осуществления намеченных программ. Бако Саакян также посетил Постоянное представительство Арцаха в Вашингтоне, с сотрудниками которого обсудил ряд вопросов, касающихся деятельности структуры. Президент Арцаха отметил важность расширения и углубления взаимодействия с США, подчеркнув, что для этого представительство должно продолжить свою ежедневную профессиональную работу. Он также дал конкретные поручения в данном направлении.