Переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта не будут эффективными без стабильного перемирия. Такое мнение выразил директор Института Кавказа Александр Искандарян на проходящей в Ереване международной конференции “Перспективы мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта: местные и международные точки зрения”. Конференция организована в рамках программы, реализуемой Институтом Кавказа при финансовом содействии британского Фонда конфликтов, стабильности и безопасности.
Представив события последних лет, эксперт отметил, что ситуация постепенно обострялась, увеличивалось число инцидентов, в том числе на границе Армении и Азербайджана, даже на нахиджеванском направлении. Еще более ситуация обострилась после уничтожения карабахского вертолета, крупнокалиберное вооружение пошло в ход. В такой ситуации приоритет сопредседателей в нормализации ситуации, особенно после апреля 2016г., отметил Искандарян, добавив, что, несмотря на оптимистические заявления официальных лиц, реальные шаги не предпринимаются, учитывая, что стороны очень далеки от общего знаменателя. По его словам, урегулирование конфликта подменено управлением конфликта. “В Азербайджане официальная антиармянская риторика усугубляется. Президент Алиев на съезде партии “Ени Азербайджан” заявил о возвращении в Ереван и Зангезур. Азербайджан интенсифицировал политику преследования граждан третьих стран, посетивших Карабаха, и своих граждан и журналистов. В Армении ситуация иная. Президент и глава МИД говорят, что Армения готова продолжить переговоры”, — отметил эксперт. По его словам, действия Азербайджана сложно назвать случайными. Он реализует продуманную политику — оставаться в переговорах и при помощи силы оказывать давление на армянские стороны. “Политика довольно эффективная. Только так Азербайджан может привлекать внимание и иметь какие-то рычаги воздействия. Учитывая непризнанность НК, он похож на осажденную крепость”, — заметил Искандарян, добавив, что требование о возвращении Карабаха за стол переговоров не новость.
При этом политолог заметил, что апрельская эскалация оставила впечатление двойственное — то ли продуманная операция, то ли локальное обострение. “Каковы бы ни были изначальные посылы, результат в том, что блицкриг не получился. В ближайшие годы можно ожидать, что ситуация не изменится — будут переговоры, периодически инциденты различной тяжести, международное сообщество продолжит усилия, при этом будет ощущаться недостаток политических средств”, — считает Искандарян. По его словам, нет причин думать, что баланс изменится. При этом он подчеркнул, что переговоры не будут эффективными без стабильного перемирия, и необходимы меры для предотвращения нарушений. Переговоры не будут легкими, но альтернатива — война, заключил Искандарян.