Наступившую весну, как и обещал Президент Армении Серж Саргсян, мы встретили без армяно-турецких протоколов об установлении дипотношений и о развитии двусторонних отношений, подписанных 10 октября 2009г. в Цюрихе. 1 марта Президент Армении подписал указ о прекращении процедуры подписания этих протоколов, поручив главе МИД РА уведомить об этом турецкую сторону. По словам С.Саргсяна, инициируя процесс урегулирования отношений между Арменией и Турцией без предусловий, он руководствовался стремлением построить в регионе безопасное и мирное будущее, и Армения сделала все возможное для того, чтобы не оставлять грядущим поколениям бремя урегулирования отношений между двумя странами.
“Однако в течение прошедших после подписания протоколов девяти лет Анкара, возвратившись к своим безосновательным предусловиям, не только не сделала никакого шага для ратификации протоколов и их вступления в силу, но также не оставила никаких сомнений, что и не собирается осуществлять этот процесс”, — отметил С.Саргсян.
Официальная Анкара пока никак на это не отреагировала. А вот более 20 турецких изданий мгновенно подхватили тему, не выражая, однако, никакого сожаления по поводу несостоявшейся нормализации армяно-турецких отношений. Сей факт лишь подтверждает, что у Турции как не было, так и нет никакого серьезного намерения нормализации отношений с Арменией. Как неоднократно отмечал директор Института востоковедения НАН РА Рубен Сафрастян, ни одна более или менее серьезная политическая сила в Турции не поддерживает идею нормализации отношений с Арменией. По большому счету, экономически армянский рынок Турцию не интересовал, а вот геополитический аспект армяно-турецких отношений (или отсутствие таковых) предоставлял Анкаре довольно широкое поле для маневров.
Армяно-турецкая граница на протяжении многих десятилетий определяла линию противостояния СССР и НАТО. И Турция в этой схеме являлась авангардом Северо-атлантического альянса. После демонтажа СССР ситуация стала кардинально меняться, в т.ч. в плане снижения роли Турции. И хотя в 2009г. в Цюрихе присутствовавшие на церемонии подписания армяно-турецких протоколов главы внешнеполитических ведомств России, США, Франции, Швейцарии, а также Верховного представителя Евросоюза и председателя Комитета министров Совета Европы дружно поддержали инициативу, определенности в вопросе своей региональной роли Анкара не получила. Даже несмотря на то, что протокол об установлении дипотношений между Арменией и Турцией предусматривал “взаимное признание существующей между двумя странами общей границы, определенной соответствующими договорами Международного права”, а протокол о развитии двусторонних отношений — помимо открытия общей границы, реализацию турецкой “мечты” о создании двусторонней межправкомиссии по “научному беспристрастному изучению исторических документов и архивов для уточнения имеющихся проблем и формулирования предложений”. И попытка Анкары увязать проблему нормализации отношений с Арменией с урегулированием азербайджано-арцахского конфликта, если не по протоколам, то хотя бы на уровне заявления, на мой взгляд, обусловлена не фактором давления со стороны Баку, как принято считать, а стремлением Турции хоть как-то просочиться в ряды государств, принимающих решения по вопросу Арцаха, а в целом — по проблемам региона Южного Кавказа. Категорическое “нет” Армении поставило на этом крест. И Анкара пошла по проторенной уже дорожке — отложив протоколы в долгий ящик, при необходимости манипулировала ими, демонстрируя якобы готовность к нормализации отношений с Ереваном. Необходимость же возникала всякий раз, когда та или иная страна поднимала вопрос признания Геноцида армян или криминализации его отрицания. Как и в вопросе членства в ЕС, Анкару больше интересует не результат, а процесс, открывающий в той или иной степени поле для геополитического маневрирования. Правда, особых дивидендов Турции это не принесло. Многие европейские страны, а также США периодически выражают недовольство политикой Анкары. Порой звучат, даже в НАТО, и откровенные заявления о невозможности доверять Турции.
Вряд ли у кого-либо может быть больше претензий к Турции и оснований не доверять ей, чем у Армении. Уж если кто-то и имел право на выдвижение условий перед подписанием протоколов, так это Армения. Идя на подписание цюрихских документов, официальный Ереван серьезно рисковал. В первую очередь — отношениями с зарубежной армянской диаспорой, выступившей категорически против. Да и политические партии Армении выступили с серьезной критикой этой инициативы. Это прекрасно понимали мировые державы, единодушно поддержавшие позицию Армении, не приемлющей увязывание процессов карабахского урегулирования и нормализации армяно-турецких отношений, а также заявившей, что никогда не подвергнет сомнению важность международного признания Геноцида армян. С пониманием международное сообщество отнеслось и к тому, что когда турецкая сторона подтолкнула процесс к тупику, Армения была вынуждена приостановить процедуру ратификации, отметив в то же время готовность ратифицировать протоколы параллельно с соответствующими шагами Турции. Очередным доказательством отсутствия у Турции желания двигаться вперед по пути нормализации отношений с Арменией Ереван счел отказ от приглашения Президента Саргсяна принять участие 24 апреля 2015г. в мероприятиях, посвященных столетней годовщине Геноцида армян, которое глава МИД РА передал президенту Турции Эрдогану в Анкаре в августе 2014г. “Армения не говорит на языке предварительных условий, но и не примет выдвижение каких-либо предусловий от кого-либо. …Начиная процесс нормализации армяно-турецких отношений, мы полностью представляли возможные варианты дальнейших развитий. Мы стремились к нормализации отношений путем подписания протоколов, но мы также понимали, что Турция может не продемонстрировать надлежащую политическую волю и не соблюсти свои обязательства. Время показало, что наше беспокойство было оправдано. До сих пор отсутствие шагов турецких властей по ратификации протоколов, продолжающиеся попытки связать ратификацию протоколов с предварительными условиями, звучащие в адрес Армении и армянского народа провокационные заявления из Анкары очевидно свидетельствуют, что Турция не готова к ратификации протоколов и их осуществлению”, — заявил глава МИД РА Эдвард Налбандян.
Таким образом, освобождение от “мертвого груза” в виде армяно-турецких протоколов стало для Армении велением времени. Это, однако, не означает, что Ереван навсегда закрыл возможность нормализации отношений с Анкарой. По словам Президента Армении, “мы будем готовы установить отношения с Турцией, если это понимание будет также у турецкой стороны”. Неясно, правда, когда у Турции появится это понимание. За прошедшие со дня подписания цюрихских протоколов 9 лет геополитическая обстановка в мире и в регионе претерпела серьезные изменения. Она продолжает меняться не по дням, а по часам. К тому времени, когда Анкара созреет, если созреет вообще, это будет уже новый процесс и будут новые документы.
Статья опубликована 7 марта, 2018 14:40
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…