В составе нового правительства, формирование которого состоится во второй половине апреля, не будет Министерства международной экономической интеграции и реформ. Это следует из проекта инициированного правительством нового Закона “О структуре и деятельности правительства”, в полной мере соответствующего положениям и требованиям Конституции, реформированной в 2015 году. К обсуждению его парламент приступил на начавшемся вчера внеочередном заседании. Заметим, что до сих пор состав правительства регулировался указами главы государства.
Согласно документу, вводится институт первого вице-премьера, кроме которого будут еще два вице-премьера. В составе правительства будут ныне функционирующие 17 министерств взамен нынешних восемнадцати, Кабинет министров будет состоять из семнадцати министерств.
На вопрос одного из депутатов, чем обосновано упразднение Министерства международной экономической интеграции и реформ, представлявший законопроект министр юстиции Давид Арутюнян ответил, что перечень министерств — вопрос политической целесообразности, и в любом случае правительство решает, каким образом сможет функционировать наиболее эффективно.
Уже достаточно долгое время общественность обсуждает вопрос о том, что с принятием этого закона заседания правительства будут проходить в закрытом режиме. Некоторых законодателей этот вопрос серьезно обеспокоил, и вопрос этот прозвучал несколько раз в разных вариациях. Господин Арутюнян отметил, что заседания правительства стали недискуссионными. Следует полагать, что это исключительно вследствие открытости заседаний. Напомним, что до сих заседания правительства были открытыми, они также транслировались в режиме онлайн, и представители любого СМИ освещали их в меру собственного восприятия. С принятием же закона член правительства не будет иметь права без разрешения премьер-министра обнародовать информацию о ходе обсуждения вопросов в правительстве. Для многих наших СМИ это буквально катастрофа — отныне невозможно будет “разговорить” того или иного министра и опять же написать в меру собственного интеллекта. По всей вероятности, во избежание неверной утечки информации не будут присутствовать на заседаниях правительства также народные избранники, что кое-кого из них весьма озадачило: никто ведь не в праве ограничить их свободу слова, а значит, обсужденный вопрос могли бы комментировать — во имя интересов народа, — как Бог на душу положит. Как это делается с трибуны НС.
Представитель правительства объяснил, что это — одна из форм политической культуры, что во многих странах мира заседания Кабинета министров проходят в закрытом режиме, при этом страны эти не страдают от нехватки демократии.
Напомним, что 9 апреля, в день истечения срока полномочий действующего Президента Республики Армения Сержа Саргсяна и вступления в должность уже избранного четвертого Президента Армена Саргсяна правительство в полном составе уходит в отставку. До 17 апреля законодательным органом должен быть избран новый премьер-министр, кандидатуру которого представит парламентское большинство. В течение 5 дней после избрания главы правительства премьер-министр представляет главе государства кандидатуры вице-премьеров и министров. Новое правительство должно быть полностью сформировано в 15-дневный срок после избрания премьер-министра.
Если премьер в пятидневный срок после избрания не представляет главе государства кандидатуры вице-премьеров и министров или хотя бы две трети состава Кабинета, то, согласно положениям обсуждаемого законопроекта, считается, что премьер подал в отставку.
Вступившие в должность члены правительства в присутствии Президента Республики дают клятву, слова которой очень хороши, но в истории нашей независимой Родины уже несколько министров опозорились, попросту говоря, злоупотребив должностным положением и ныне находятся вдали от пределов родного Отечества. Надеемся, что клятву, данную народу, ни один из членов будущего правительства не нарушит. Хотя нашлись депутаты, возражавшие против этой присяги и предлагавшие оставить эту привилегию за главой государства и духовными лидерами, но правительство приводит контраргумент — ведь текст министерской присяги уже включен во многие документы. Заметим, что в пакете с новым законопроектом представлены изменения и дополнения в порядка пять десятков действующих законов.
Документом определены и государственные органы при правительстве: комитеты государственных доходов; градостроительства; регулирования ядерной безопасности; статистики; кадастра недвижимого имущества; инспекторские органы здравоохранения и труда; пожарной и технической безопасности; охраны природы и недр; безопасности продуктов питания; образования; контроля над рынком. Органами, непосредственно подчиняющимися премьер-министру, будут Служба национальной безопасности; Полиция; Служба государственной охраны, Служба государственного контроля и Протокольная служба. Последние две — новые институты, деятельность которых будет регулироваться законами.
Конечно, оппозиция не упустила случая назвать документ “закреплением единовластия премьер-министра”, имея в виду, что СНБ, Полиция, равно как Служба государственного контроля переходят в непосредственное подчинение главе правительства, на что министр юстиции заметил, что, наоборот, это весьма высокая ответственность для премьер-министра. Кстати, во всех странах, перешедших к парламентской системе правления, главенствующая роль в управлении государством принадлежит премьер-министру. Но некоторые наши законодатели с этим фактом в упор не желают считаться.
При всем этом выступившие депутаты, включая и оппозиционных, подчеркивали, что закон создает систему, посему необходимо тщательно обсудить все аспекты и тонкости.