Согласно требованию Конституции Республики Армения, правительство представило в Национальное Собрание проект Закона “О помиловании”, неоднозначно воспринятый депутатами.
Право обращаться с прошением о помиловании всегда было предусмотрено Основным Законом страны. В тексте реформированной в 2005г. ему была посвящена всего одна строка: в главе, посвященной Президенту РА, говорится — “осуществляет помилование осужденных”. Иначе говоря, эта прерогатива была оставлена исключительно на усмотрение главы государства.
В реформированном в 2015г. Основном Законе уже зафиксировано: Президент РА в установленных законом случаях и порядке решает вопрос помилования осужденных. Иначе говоря, для урегулирования этого гуманного акта со стороны государства необходимо было принять Закон, проект которого и разработало правительство.
Учитывая актуальность вопроса, представляем суть документа, который призван регулировать порядок представления и обсуждения прошений о помиловании, а также контроль за исполнением указов о помиловании.
Это поощрительный процесс, посредством которого осужденное лицо полностью или частично может освободиться от отбытия наказания, либо же не отбытая часть наказания заменяется более мягкой формой наказания. Прошение (с ним может обратиться не только осужденный, но и имеется возможность представления ходатайства) представляется в Министерство юстиции РА, либо премьер-министру. Минюст составляет дело и представляет премьер-министру, который в пятидневный срок направляет его в консультационную комиссию по вопросам помилования. В экстренных случаях глава правительства может представить дело Президенту Республики, минуя вышеупомянутую комиссию, которая создается решением премьер-министра. Так или иначе, все дела представляются главе государства, который в трехдневный срок подписывает проект указа о помиловании, либо отказывает и возвращает дело главе правительства со своими замечаниями. Если последний в пятидневный срок не принимает возражения главы государства и вновь направляет дело Президенту, последний либо в 3-дневный срок издает указ о помиловании, либо обращается в Конституционный суд. Если же Президент и премьер-министр принимают взаимные возражения, редактируют проект указа по взаимному соглашению, то указ главы государства вступает в законную силу.
Заметим, что в случае отказа новое прошение о помиловании может быть представлено не раньше, чем через год. Контроль за процессом помилования осуществляют Министерство юстиции и Министерство обороны — последнее, естественно, по делам военнослужащих. Указы президента о помиловании или отказе не подлежат обжалованию, за исключением случаев, когда нарушен порядок администрирования — сроки рассмотрения прошений и ходатайств и т. д.
Как видим, роль Президента в этом вопросе не принижена, как показалось некоторым парламентариям, которые предлагали вообще упразднить институт Президента, если решение вопроса помилования также переходит в компетенцию премьер-министра. А один оппозиционный депутат, кстати, юрист, договорился до того, что предложил предоставить осужденным возможность обращаться по вопросу снятия судимости, что коллегами было сочтено неприемлемым.
Правительство настаивает (вопрос представил заместитель министра юстиции Сурен Крмоян), что полномочия главы государства в этом вопросе не сокращены, просто процедура регулируется законом, и при отсутствии консенсуса между Президентом и премьером глава государства вправе обратиться в КС.
Право на помилование зафиксировано также в постановлении Конституционного суда от 2008 года, который, изучив законодательное регулирование, связанное с институтом помилования, констатировал, что с прошением о помиловании и быть помилованным может любой осужденный, независимо от характера, тяжести преступления и других обстоятельств. Критериев для помилования не было предусмотрено — это было оставлено исключительно на усмотрение главы государства. Ныне в этом процессе будут участвовать две ветви власти.
Уже озвучиваются мнения, что человек, совершивший тяжкое преступление, вряд ли посмеет обратиться с прошением о помиловании — такое опасение прозвучало и в ходе парламентских дебатов.
Помилование нельзя путать с амнистией. Прошение о нем относится к отдельным личностям, причем после вступления в силу приговора. Напомним, что амнистия находится в сфере полномочий законодательной власти, когда лица, осужденные по относительно легким статьям УК, подпадают под гуманный акт государства — либо полностью освобождаются от отбывания наказания, либо сокращаются его сроки, помилование же относится исключительно к осужденным, приговор которым вступил в законную силу.
Излишне говорить, что дебаты проходили по принципу “казнить нельзя помиловать”, некоторые депутаты, произвольно смещая акценты Конституции и законопроекта, свои выступления приспосабливали этим акцентам ради того лишь, что заседание транслировалось в прямом эфире. А пламенные речи некоторых способны сформировать весьма негативное отношение к формируемому институту помилования.
Когда все было сконцентрировано в руках Президента, разные поколения нашей оппозиции сетовали, что власть принадлежит одному человеку, что правительство при этом становится придатком Президента. Теперь, когда некоторые полномочия главы государства переходят исполнительной власти, вновь звучат те же обвинения — теперь уже в адрес премьер-министра. Настало время осознать, что Республика Армения перешла к парламентской форме правления, и некоторые полномочия Президента, согласно принятой референдумом Конституции, переходят к исполнительной власти, которая в своей деятельности подотчетна Национальному Собранию.