Расположенный всего в двух десятках километров к северу от Еревана небольшой городок Нор-Ачен Котайской области имеет хоть и небольшую, но зато богатую событиями историю — со своими взлетами, падениями и надеждой к возрождению. Его по праву можно назвать “бриллиантовым” городом Армении, ставшим настоящей кузницей великолепных огранщиков алмазов, прославивших нашу страну далеко за ее пределами. А ведь все могло быть иначе, если бы в свое время армянскому руководству не удалось отстоять интересы республики, положив начало алмазному делу, ставшему впоследствии визитной карточкой Армении. Но обо всем по порядку.
Рождение вопреки
В начале 60-х годов прошлого столетия, вскоре после открытия алмазных месторождений Якутии, в Советском Союзе начали строить фабрики по огранке бриллиантов. И первым стал смоленский завод “Кристалл”, основанный в 1963 году, который до сих пор остается крупнейшим российским алмазоограночным предприятием. Спустя несколько лет в строй вступили еще шесть заводов системы “Кристалл” — в России, Украине, Беларуси и Армении. Хотя изначально предусматривалось сконцентрировать все бриллиантовое производство только в первых трех республиках.
Но, как поговаривают, тогдашний наш руководитель Антон Кочинян всеми правдами и неправдами сумел убедить Политбюро в том, что Армения более чем подходящее место для развития алмазного дела. В итоге, в 1971 году недалеко от города Абовян в поселке Арзни был построен небольшой цех по огранке алмазов, ставший впоследствии одним из семи крупнейших заводов по переработке алмазов “Кристалл”, действующих на территории СССР, проектная мощность которого позволяла обрабатывать порядка 120 тыс. каратов алмазов в год.
Постепенно поселок начал разрастаться и с годами превратился в современный город — Нор-Ачен, большинство жителей которого были заняты в гранильном производстве переименованного в “Шогакн” бывшего “Кристалла”. Это был не просто градообразующий завод, вокруг которого фактически и был построен Нор-Ачен, но, что самое главное, он заложил основы великолепной школы огранки в Армении. И по сей день на многих предприятиях Нор-Ачена можно встретить старых мастеров, стоявших когда-то у истоков создания “Шогакна”.
Флагман готов встать в строй
Бурное развитие “бриллиантового” производства в “Шогакне” в постсоветский период началось в 2000-2001гг., когда завод приобрел известный израильский магнат Лев Леваев, обеспечив в дальнейшем порядка 1500 рабочих мест на своем предприятии. А потом был мировой финансовый кризис, проблемы со сбытом, сырьем, валютные колебания — одним словом, целый спектр явных и скрытых причин, которые привели уже в 2008 году к приостановке деятельности предприятия.
Спустя семь лет у руля завода встали новые собственники, сразу заявив, что намерены во что бы то ни стало восстановить деятельность “Шогакна” и вернуть обратно сотни огранщиков, оставшихся не у дел после закрытия завода. Многие к тому времени были вынуждены уехать из родных краев, потому что наличие в Нор-Ачене небольших гранильных предприятий, работающих в основном на давальческом сырье, особой погоды не делало.
Вернуть былую славу предприятию — задача, конечно, не из легких, требующая многих лет упорного труда. Но уже сегодня в пустующих некогда производственных цехах “Шогакна” сплошные ряды огранщиков, склонившихся под ярким светом ламп, тщательно изучая каждый камень, чтобы найти идеальный баланс между его формой и количеством граней. Здесь же, в соседнем помещении, находится и учебный центр, где проходят обучение молодые кадры, которые потом пополнят ряды огранщиков завода. Впрочем, намерения “Шогакна” не ограничиваются всего лишь подготовкой кадров для своих производственных нужд. Предстоит решать более масштабные задачи для того, чтобы вновь превратить завод во флагман отечественной гранильной промышленности. Учитывая то, что предприятие обладает достаточно большими территориями, часть из них, по решению собственников компании, будет отведена под большой учебный центр, который планируется создать совместными усилиями с Министерством экономического развития и инвестиций и Фондом развития Армении.
Убедить и вернуть
Подобная задача стоит и в разработанной Минэкономразвития программе развития отечественной ювелирной сферы, рассчитанной на 2017-2020гг. И, кстати, в зоне внимания не только обучение молодых специалистов, но и возврат на родину мастеров-огранщиков, уехавших в свое время из Армении. Вот что сказал по этому поводу в беседе с нами советник министра экономического развития и инвестиций Гагик Мкртчян.
“Многие специалисты сферы либо постарели, либо уехали из страны. Поэтому наши усилия направлены на то, чтобы вернуть тех, кто находится сейчас за рубежом. Для этого надо составить реестр уехавших ювелиров, огранщиков и других мастеров, далее попытаться через родственников, друзей выйти на них, связаться с каждым по отдельности и убедить их вернуться обратно. Ведь если сегодня они получают там, скажем, 1000-1200 долларов зарплаты, то в Армению точно вернутся, зная, что здесь могут заработать хотя бы 500-600 долларов в месяц”, — изложил суть дела наш собеседник.
Проблему нехватки кадров можно назвать одной из актуальнейших в сфере алмазообработки, о которой говорят практически все руководители действующих в Нор-Ачене предприятий — “Шогакн”, “Лори”, “Даймотек”, “Андраник” и др. Но есть и другой, не менее проблематичный вопрос, решение которого способно вывести местную алмазообрабатывающую отрасль на совершенной другой уровень развития. Связан он с покупкой алмазного сырья от российского гиганта отрасли — компании “Алроса”. Минэкономразвития на протяжении довольно длительного периода ведет переговоры для упрощения процесса и получения своеобразных льгот для местных компаний. Ведь Россия для нашей страны до сих пор остается главным партнером не только в плане спроса на отечественную ювелирную продукцию, но и поставок сырья, главным образом, алмазов.
Друзья могут рассчитывать на привилегии
Так вот, “Алроса” сегодня (впрочем, как и многие другие мировые лидеры на этом рынке) в соответствии со своей политикой отдает преимущество работе с крупными клиентами, заключая с ними долгосрочные договора, в основном на три года, с указанием качества, объемов и динамики поставок профильного сырья. Речь идет о контрактах в сотни миллионов долларов, а наши компании не столь сильны, как минимум в плане финансирования, чтобы суметь выступать на одном уровне с мощными игроками.
Но, с другой стороны, Армения является членом ЕАЭС и дружественной с Россией страной, в связи с чем армянская сторона ожидает определенных привилегий от “Алросы”, предлагая работать с местными компаниями по той же схеме, что и с крупными покупателями алмазов, даже в условиях малых объемов со стороны армянских покупателей.
“Мы ожидаем от “Алросы” поставок качественного профильного алмазного сырья. Да, сырье можно купить всегда, но приобретение того, что сегодня востребовано на рынке, немного сложно, потому что в этой отрасли есть свои нюансы и подводные камни. Поэтому мы говорим: сделайте исключение (можете считать это привилегией) и поставляйте сырье нашим компаниям наравне с крупными, рассматривая их такими же основными контрактными покупателями”, — выразил позицию армянской стороны советник министра Минэкономразвития.
При таком раскладе армянские компании больше не будут вынуждены скупать остатки, а получат доступ к качественному сырью. Пока переговоры в этом направлении продолжаются, что, впрочем, не означает, что Армения не рассматривает также приобретение альтернативного сырья от других мировых поставщиков.
Игра стоит свеч
Не решенные пока проблемы в сфере алмазообработки привели к тому, что в прошлом году эта отрасль немного убавила темпы роста, в сравнении с предыдущим годом, отдав планку лидерства сфере златоделия. Так, если по итогам 2016 года по линии алмазообработки наметился рост показателей, то златоделие, наоборот, продемонстрировало падение. А вот в 2017 году ситуация резко изменилась: по данным Нацстатслужбы, за первое полугодие алмазообработка выросла на 40-45% в то время, как объемы в сфере златоделия увеличились в 2,4 раза как за счет новых производств, так и расширения действующих.
Говоря о развитии алмазообрабатывающей сферы, естественно, не имеется в виду только лишь армянский рынок, потому что для обеспечения внутреннего спроса достаточно мощностей одного-двух заводов. Акцент у всех действующих на этом поле игроков поставлен на мировой рынок. Но для того, чтобы снова заявить о себе, нужно провести масштабную и довольно сложную работу. Но оно того стоит, потому что сфера обладает колоссальными экспортными возможностями, не зависит от наших транспортных проблем, способна обеспечить высокую занятость населения и серьезную прибыль для государства. Понимание всего этого и поддержка вплоть до уровня Президента страны на сегодня имеется. Просто на государственном уровне нужно провести масштабную PR-кампанию за рубежом и оказать содействие, чтобы на всех международных площадках — выставках, конференциях, форумах — суметь достойно представить алмазообрабатывающую отрасль Армении.