Вопрос эффективного использования недр является на сегодня одним из наиболее актуальных с учетом того, что горнодобывающая промышленность выступает в качестве одной из важнейших отраслей экономики Армении, играя при этом существенную роль в наращивании отечественного экспорта. Если проанализировать, то по сути именно продукция горнодобывающей отрасли и предопределяет наш экспорт, на долю которой, по данным за первое полугодие 2017 года, пришлось почти 30% от общего экспорта нашей страны.
Еще пару лет назад эксперты Всемирного банка совместно с компаниями “Свидиш Джиологокл Эй Би”, Центром ответственной горнодобычи и рядом иных структур провели масштабное исследование, опубликовав доклад под названием “Стратегическая оценка стабильности горнорудной сферы Армении”. Специалисты попытались представить не только саму сферу, но и дать оценку ее воздействия на социально-экономическое развитие Армении. Кстати, инициатором этого исследования выступило правительство Армении, обратившееся к ВБ с просьбой о проведении оценки основных экономических, социальных и экологических вызовов.
Если вкратце, то основной вывод исследования сводился к тому, что отечественная горнорудная сфера, несмотря на то, что является одним из главнейших источников иностранных вложений, создания рабочих мест, имеет также очень много вызовов.
По оценкам специалистов, сфера находится в большой зависимости от одной крупной компании — Зангезурского медно-молибденового комбината, что делает ее подверженной колебаниям и зависимой от изменения цен на международном рынке металлов. При этом было отмечено, что на этом рынке у нас действует всего несколько малых горнорудных предприятий, которые могут работать прибыльно.
Вопрос в том, что разрешения на недропользование по части металлических рудников на сегодня выданы порядка 29 хозсубъектам, из которых лишь треть эксплуатирует месторождения.
В сфере неметаллических рудников ситуация и вовсе удручающая, с учетом того, что подавляющее большинство хозсубъектов, имеющих право пользования месторождениями, не осуществляют деятельность или работают на минимальных мощностях.
Контроль над исполнением норм и требований по охране окружающей среды и эффективным использованием природных ресурсов, в том числе и недр, возложен на Инспекционный орган охраны природы и недр, находящийся в составе Министерства охраны природы. Структура эта новая, сформировавшаяся по решению правительства в середине прошлого года в результате объединения Государственной экологической инспекции Министерства охраны природы и Государственной инспекции по недрам Министерства энергетических инфраструктур и природных ресурсов.
“Создание Инспекционного органа охраны природы и недр было осуществлено в рамках реформирования инспекционной системы Армении. Дело в том, что ранее инспекционные органы действовали в нескольких сферах, и часто их функции перекрещивались и дублировались. Перед правительством стояла задача обеспечить, с одной стороны, прогнозируемую бизнес среду и свести к минимуму бюрократические препоны для хозсубъектов, с другой — способствовать более эффективному использованию природных ресурсов и защите окружающей среды. Для достижения этого была дана определенная независимость путем введения коллегиальной системы управления — Совет по управлению Инспекционным органом охраны природы и недр, куда вошли представители неправительственных организаций и научных кругов”, — рассказал в беседе с нами о целях создания новой структуры советник руководителя Инспекционного органа охраны природы и недр Марзпет Камалян.
Контроль и проверки в сфере орган осуществляет на основе списка объектов, являющихся наиболее рискованными. Использование недр, пояснил наш собеседник, является одной из сфер с высоким риском, поэтому находится в зоне постоянного контроля. По его подсчетам, количество выданных на сегодня лицензий хозсубъектам на недропользование достигает около 450, из которых на долю металлических рудников приходится порядка 29. Плюс еще 30-35 разрешений дано на геологоразведку, где подавляющую часть (70-80%) составляют именно металлические месторождения.
“Конкретных цифр у нас пока нет, поскольку активно действуем всего два месяца, но, судя по результатам наших предварительных исследований, в сфере металлических рудников из 29 субъектов, имеющих право пользования, действуют лишь восемь. В этом направлении проблема заключается в резких колебаниях международных цен на цветные металлы.
К примеру, если вспомнить, медь в свое время стоила свыше 9 тыс. долларов за тонну, а потом цены упали до 3,6 тыс. долларов, поднявшись сейчас уже до отметки в 6-6,5 тыс. долларов. Подобные колебания не дают возможности для того, чтобы хозсубъекты могли нормально работать и прогнозировать свою деятельность. Что касается неметаллических рудников, то подавляющее большинство хозсубъектов, имеющих право пользования, не эксплуатирует месторождения. Основная проблема сводится к отсутствию рынка для сбыта продукции”, — детально изложил ситуацию г-н Камалян.
Помимо отсутствия рынка, конечно, есть и другие причины, над выявлением которых Инспекционный орган охраны природы и недр будет работать в текущем году, осуществляя проверки у хозсубъектов, имеющих разрешение на недропользование. В этом направлении предстоит провести серьезное исследование, чтобы дать потом окончательные оценки. Потому что проблема, уточнил наш собеседник, носит повсеместный характер, а не касается одного или двух хозсубъектов, не осуществляющих деятельность в рамках принятых ими договорных обязательств.