Уходящий год стал самым скандальным в истории армянской тяжелой атлетики, а апогеем череды дисквалификаций стало отстранение национальных команд нашей страны от участия в чемпионате мира. В то же время новое поколение штангистов завоевало рекордное количество медалей на других официальных соревнованиях сезона. В этом контексте давно напрашивался разговор по душам с наставником мужской национальной сборной и генсеком республиканской федерации Пашиком Алавердяном, и такой разговор у нас состоялся.
— Наверное, сейчас вы больше всего мечтаете поскорее перевернуть страничку с надписью “2017-й год”?
— Год, действительно, вызывает двоякие эмоции. С одной стороны — обилие медалей, с другой — допинговые разоблачения и международная дисквалификация нашей федерации. Такое ощущение, словно меня ограбили. Негатив перевешивает приятные воспоминания от сезона. Прежде всего, это связано с отстранением нашей сборной от чемпионата мира. Да, “на славу” постарались наши бывшие спортсмены и тренеры. Вы можете сказать, что в тот период я и сам был в этой федерации, но тогда мы были скованы в своих действиях, не каждый волен был делать то, что думает. Теперь в этом плане ситуация кардинально изменилась. Я несу ответственность за свою работу на ближайшие четыре года. Но, давайте, в преддверии праздников не говорить о грустном. Лучше поздравим друг друга и пожелаем терпения, силы и энтузиазма.
— Я не против, но все же позвольте поинтересоваться: вы уже долгое время являетесь генсеком федерации — фактически вторым человеком в этой организации. Вы не считаете себя ответственным за то, что за последние 17 лет были дисквалифицированы сразу три наших олимпийских призера и немало ребят, отличившихся в турнирах рангом пониже?
— Я уже 21 год являюсь генеральным секретарем республиканской федерации, но до того, как возглавил мужскую национальную сборную страны, не вмешивался в тренировочный процесс. Как я мог предотвратить все это, если в реальности не имел никаких рычагов. Пытался ли? Да, но мне говорили, чтобы я не высовывался, а молча занимался своими бумагами. Моя совесть чиста.
— Тогда что ожидает наших штангистов в следующем году? Интересуюсь у вас, как участника двух важных встреч, организованных международной федерацией тяжелой атлетики.
— Прежде всего хотелось бы отметить, что Международная федерация начала непримиримую борьбу против допинга, поскольку на кону уже олимпийский статус нашего вида спорта. МОК грозит отстранением штангистов от олимпиад. Но, мне кажется, что пока не все осознают серьезность ситуации. Во всяком случае, на недавнем тяжелоатлетическом саммите в США словосочетание “чистый спорт” употреблялось чаще всего, но я видел по глазам людей, что они сами не верят своим словам. Как бы то ни было, возможно, Международная федерация сократит нашу годичную дисквалификацию до 5-6 месяцев. Частичная реабилитация светит также федерациям Китая и Турции, поскольку спортсмены этих стран тоже не попадались на допинге после олимпийских игр 2012 года. Но здесь есть одна загвоздка — в случае пятимесячной дисквалификации мы сможем принять участие во всех официальных соревнованиях следующего сезона, а при шестимесячной — пропустим чемпионат Европы. Международная федерация пока не определилась с окончательным сроком санкций. Ответа жду со дня на день.
— Подобные дисквалификации обычно сопровождаются солидными денежными штрафами, но об этом почему-то нигде не говорится. Оштрафуют ли Армению?
— Наша федерация должна заплатить 50 тысяч долларов. Крайний срок оплаты 30 января 2018 года, но у нас нет таких денег. Нас вызвался выручить президент НОК Гагик Царукян, пообещавший выделить эту сумму. Мы крайне благодарны ему за заботу и поддержку.
— И благодарность выразилась в виде завоевания в этом году рекордного количества наград?
— Мы просто честно проделали свою работу. Сезон, действительно, выдался обильным на победы в разных соревнованиях. На чемпионатах мира и Европы разных возрастных категорий наши штангисты завоевали 78+2 медали. Поясню, что означает “+2”. Непосредственно перед этим интервью я узнал, что за употребление допинга дисквалифицирован грузинский атлет, ставший чемпионом Европы среди спортсменов до 23 лет в весовой категории до 105 кг. Это означает, что наш штангист Мкртич Мкртчян, занявший на этом первенстве 4 место, поднимется на одну ступеньку и станет бронзовым призером в “рывке” и по сумме двоеборья. Мы пока не получили официальное подтверждение этого, но уверен — скоро получим. Таким образом, сезон подытожим с 80 медалями, из которых 36 золотых, 21 серебряная и 23 бронзовых. Это означает, что в этом году на международных чемпионатах в честь побед армянских штангистов минимум 20-25 раз звучал гимн нашей страны и поднимался флаг, а в остальных случаях — поднимался только флаг. Но, вместе с тем, мне глубоко обидно, что мы недосчитались 9 медалей, которые могли завоевать при участии в чемпионате мира. По три из них были бы золотыми и серебряными. Мое заявление основано на сравнительном анализе тренировочных показателей моих парней и спортсменов, ставших призерами недавнего чемпионата мира в США.
— А нет ли опасений, что вновь столкнетесь с допинговым подвохом?
— Если вы заметили, в первое время, когда я возглавил национальную сборную, динамика роста результатов наших ребят замедлилась. Вы никогда не задавались вопросом, почему это произошло? Да потому, что я исключил употребление любых запрещенных препаратов. Но, я был уверен, что скоро результаты начнут расти и не ошибся. И 80 медалей за год являются веским подтверждением моих слов. Прежний рекорд по этому показателю улучшен на 8 медалей. Это я к тому, что мы преодолели болезненный этап очищения и вышли на путь роста результатов. Проанализировав результаты спортсменов других стран, увидите, что они только начинают этот процесс. То есть сейчас мы опережаем конкурентов. Не зря после прошлогодних олимпийских игр я сказал своим ребятам, что завоеванные ими медали у них никогда не отнимут. Я понимаю, что многие, в том числе и коллеги, скептически отнесутся к моим словам, но это правда.
— Вы что, разработали революционный метод подготовки штангистов?
— Нет, просто решил сделать ставку на важные качества, присущие нашему народу. Армяне трудолюбивы, физически сильны и смышлены. Нужно дать лишь правильную установку и создать необхидимые условия, тогда вы увидите, как быстро мы добьемся успехов, и не только в спорте. Недавно наставники сборных некоторых стран бывшего СССР предложили мне провести руководство общими сборами наших команд, но я отказался, напрямую сказав им, что, исходя из некоторых особенностей их работы, наше сотрудничество не продлится и двух дней. Они просто не смогут обеспечить мои требования по дисциплине. Напоследок хочу заверить вас, что больше ни один армянский штангист не будет дисквалифицирован за допинг. Я в ответе за свои слова.