Страсти по Иерусалиму, который США объявили столицей Израиля, продолжают разгораться. Акции протеста охватили не только Палестину, где израильской полиции пришлось применить силу, в результате чего двое палестинцев погибли, а свыше тысячи пострадали, но и практически все страны Ближнего Востока. Палестина заявила, что более не считает Вашингтон посредником в урегулировании конфликта с Израилем. А палестинский лидер Махмуд Аббас отказался от запланированной встречи с вице-президентом США Майком Пенсом.
Участники экстренного заседания Совета глав МИД Лиги арабских государств потребовали от США пересмотреть решение о признании Иерусалима столицей Израиля, а также признать Палестину полноценным членом ООН в границах 4 июня 1967 года, а Иерусалим — столицей Палестины. Обсуждалось также введение санкций в отношении США в качестве ответной меры на признание Иерусалима столицей Израиля. Идея получила поддержку ряда стран, однако в итоговую резолюцию так и не вошла.
Особую активность в вопросе статуса Иерусалима проявляет Турция, где сегодня по инициативе президента ТР Реджепа Эрдогана должен пройти чрезвычайный саммит лидеров стран Организации исламского сотрудничества (ОИС). Турецкий лидер надеется, что саммит станет поворотным моментом по вопросу Иерусалима. По его словам, “США, признав Иерусалим столицей Израиля, стали соучастниками кровопролития” и что мусульманские страны “не прекратят свою борьбу, пока не будет создано независимое и суверенное государство Палестина в границах 1967 года и со столицей в Восточном Иерусалиме”. На саммите, который пройдет в Стамбуле, планируется принять определенные решения, направленные против признания Иерусалима столицей Израиля.
По сообщениям турецких СМИ, в первую очередь, страны ОИС создадут специальную комиссию по Иерусалиму. В случае, если другие государства также примут решение о признании Иерусалима в качестве столицы Израиля, страны-члены ОИС пересмотрят отношения с этими государствами. Не исключается, что страны-члены ОИС могут отозвать своих послов из США в знак протеста против признания Иерусалима столицей Израиля, а также “предпримут экономические санкции против Израиля”.
Примечательно, что именно Турция является первой страной, официально признавшей Иерусалим столицей Израиля. Свидетельством тому — межгосударственное турецко-израильское соглашение от 28 июня 2016г. о налаживании отношений в рамках урегулирования конфликта в мае 2010г. в Средиземном море у берегов Газы, когда израильтяне арестовали судно “Мави Мармара” пытавшееся прорвать “блокаду сектора Газа”. В одном из пунктов документа, составленного на трех языках — турецком, иврите и английском, написано, что Соглашение достигнуто между Анкарой и Иерусалимом, а не Тель-Авивом.
Другое примечательное обстоятельство — участие в стамбульском саммите ОИС Азербайджана, президент которого Ильхам Алиев в телефонном разговоре с Эрдоганом поддержал своего турецкого коллегу в оценке решения Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля как “крайне ошибочного”, входящего в противоречие с международным правом и чреватого опасными последствиями для всего ближневосточного региона. И это при том, что отношения Азербайджана с Израилем носят, как любят повторять в Баку, стратегический характер.
Израиль на телодвижения Алиева пока никак не отреагировал. Зато Эрдогану, назвавшему Израиль “государством-террористом, репрессивным государством-оккупантом” из-за “чрезмерного применения силы в отношении палестинских протестующих”, израильтяне решили напомнить, что не ему, “бомбящему курдские деревни, бросающему журналистов в тюрьмы, помогающему Ирану уклоняться от международных санкций, помогающему террористам убивать ни в чем не повинных людей в Газе и в других местах”, читать подобные проповеди. “Не Эрдогану читать мне мораль”, — заявил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
А председатель израильской оппозиционной партии “Еш Атид” Яир Лапид, выступающий за признание Геноцида армян, подчеркнул, что не президенту Турции Реджепу Эрдогану, отрицающему убийство детей во время Геноцида армян, говорить о нравственности.
Это, конечно, отнюдь не означает, что очередное обострение турецко-израильских отношений приведет к признанию Израилем Геноцида армян. Просто в очередной раз очередное государство использует “армянскую карту” в собственных разборках с Турцией. Увы. И не исключено, что через n-ый промежуток времени эти взаимные “обвинения” будут преданы забвению — навсегда или до следующего обострения, это уж как сложится.
Пока же пытающийся демонстрировать свою независимость от Запада Эрдоган вновь ищет поддержки России. Побывавший в понедельник в Анкаре президент РФ Владимир Путин по итогам двухчасовых переговоров с турецким коллегой заявил, что Россия и Турция считают, что решение администрации США признать Иерусалим столицей Израиля и перенести туда американское посольство дестабилизирует и без того сложную обстановку в регионе и что соглашение о статусе Иерусалима должно быть предметом прямых переговоров Палестины и Израиля.
В Анкаре обсуждалось и урегулирование в Сирии. Кстати, до Турции Путин побывал в Сирии, где после встречи с президентом Башаром Асадом на российской авиабазе Хмеймим заявил о выводе российских войск из Сирии, подчеркнув, что за два года вооруженные силы России вместе с сирийской армией разгромили наиболее боеспособную группировку международных террористов в Сирии, в связи с чем значительная часть российского воинского контингента, находящаяся в САР, возвращается в Россию — две базы в Хмеймиме и Тартусе остаются как действующие.
Хотя стороны назвали переговоры “деловыми и конструктивными”, пара важных для Турции вопросов осталась висеть в воздухе. Один из них — вопрос сирийского Идлиба, окруженного сирийскими правительственными войсками, которые, однако, никак не могут приступить к штурму города, в котором засели турецкие военные, поспешившие войти в Идлиб раньше курдов и никак не желающие оттуда уходить. Непонятно, затрагивалась ли вообще эта тема на переговорах. Другой вопрос — подписание кредитного соглашения по поставкам зенитно-ракетных систем С-400. Эрдоган рассчитывал на его подписание в Анкаре, даже стол притащили на сцену, однако было объявлено, что окончательное оформление сделки состоится на неделе.
США, между тем, уходить из Сирии не собираются. Как заявила пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс, “США продолжат продвигаться вперед и следить за тем, что делают все возможное, чтобы победить ИГИЛ на всех фронтах и, конечно же, чтобы защитить жизни американцев”. “До тех пор, пока кто-либо из членов ИГИЛ не покинет Сирию, мы хотим продолжать продвигаться вперед и следить за тем, чтобы оно не только искоренилось, но и чтобы боевики ИГИЛ вскоре не развернулись и не вернулись в Сирию”, — подчеркнула она.
Евросоюз тоже считает, что военный конфликт в Сирии не завершен. “Мы очень хорошо знаем, что бои в Сирии продолжаются, а мирные жители страдают от нападений”, — заявила верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Федерика Могерини. По ее словам, нет никаких “подлинных поводов” согласиться с тем, что сирийская война подошла к концу, а ситуация может в ближайшее время нормализоваться. Евросоюз видит единственный путь для мирного процесса в Сирии — переговоры в Женеве, которые проходят под патронатом ООН, добавила Могерини. Только ООН может гарантировать “надежные рамки для политического решения” сирийского вопроса. Только после достижения договоренностей в Женеве Евросоюз будет готов предоставить обещанные финансовые средства на восстановление Сирии, подчеркнула верховный представитель ЕС.
Касаясь темы Иерусалима, Могерини отметила, что Израилю не стоит ожидать от стран-членов ЕС переноса посольств из Тель-Авива в Иерусалим вслед за США.
Ну, а США продолжают призывать все стороны палестино-израильского конфликта сесть за стол переговоров и воздержаться от насилия и выражают уверенность, что решение Трампа по Иерусалиму поможет ускорить мирный процесс.
Ситуация чем дальше, тем представляется запутанней. Очевидно лишь, что США затеяли в ближневосточном регионе новую большую игру с непредсказуемым, по крайней мере, для непосвященных, результатом. В Турции полагают, что “решение Вашингтона по статусу Иерусалима является лишь частью проекта “Великий Израиль”, границы которого достоверно неизвестны, однако юг и юго-восток Турции точно являются частью этого проекта” и что “после Иерусалима следующими целями проекта “Великий Израиль” станут Турция и Сирия”. Видимо, эти подозрения и щекочут и без того расшатанную нервную систему Эрдогана.